Новости Календарь О нас История Гимн Устав Отчеты, фотографии, будущие походы Библиотека Пишите письма... Поговорим?

Форум

Члены правления клуба : Орг. сектор ? Дмитрий Бжезицкий Сектор учета ? Соня Сущинская Агит. и онлайн сектора ? Исаев Гео Сп
ray

2017-05-30 23:58:21

Re: Вакансии :) : И как прошел слет?
nik.skameykin

2016-11-21 08:03:20

Чехол на рюкзак, чехол на коврик : Чехол на рюкзак - 180 грн - плотный (на рюкзаки 70-100л) Чехол для коврика - 150 грн - очень качеств
Dmitriy.Smirnov

2016-07-23 08:22:23

Re: Фотоальбом к/п "ВЕРШИНА" : Спасибо за фотки. Отличные места надо сказать. Мне бы с вами.
piotrkotski

2016-06-25 17:45:37




Турклуб „Романтик“. 2009 – КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, РЕКИ: КУТСАЙОКИ, ТУМЧА
Туристский клуб "РОМАНТИК" г. Одесса

ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии
III (с элементами V )категории сложности
со сплавом на катамаранах
по рекам Кольского полуострова (Россия),
совершённом в период с 30 июля по 18 августа 2009 года по маршруту:

г. Одесса — г. Киев — г. Гомель — г. Витебск — г.  Великие Луки — г.  Великий Новгород —
г. Кандалакша — пос. Алакуртти — "Голубые озёра" — река Кутсайоки — река Тумча — Иовское водохранилище — г. Кандалакша — г. Одесса
Маршрутная книжка: N 59/09
выдана 06.07.2009 года МКК Одесской федерации спортивного туризма
Руководитель группы: Богославский Станислав Михайлович
Тел. (050) 390–22–88, E-mail: bogoslavik_s@ukr.net
 

Содержание

Приложения

Состав группы:

Фото участникаФамилия, имя, отчествоДата рожденияТуристский опытОбязанности в группе
Богославский
Станислав
Михайлович
02.11.19672009 год, рр. Черный и Белый Черемош (3У);
2008 год, Северная Карелия, р. Северная Шуя (2Р);
2008 год, р. Прут (3У);
2007 год, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У);
1989 год, р. Илекса (2Р)
Руководитель,
капитан К4–1
Баклаженко
Наталья
Тихоновна
28.08.19652006 год, Украина,
р. Южный Буг (2У);
2007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У)
Зам. по медицине;
матрос К4–1
Баклаженко
Сергей
Владимирович
26.08.19932006 год, Украина,
р. Южный Буг (2У);
2007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У)
Костровой;
матрос К4–1
Кривцов
Александр
Александрович
11.07.19882009 год, Украина,
р. Северский Донец (1У)
Зам. по снаряжению;
матрос К4–1
Копылов
Борис
Александрович
30.03.19672008 год, р. Северная Шуя (2У);
2007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У);
1989 год, Алтай,
р. Песчаная (3Р);
1987 год, Восточные Саяны,
р. Большая Бирюса (3У)
Зам. руководителя;
капитан К4–2
Баклаженко
Владимир
Николаевич
25.04.19642007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У);
2006 год, Украина,
р. Южный Буг (2У)
Зам. по ремонтному набору;
матрос К4–2
Баклаженко
Александра
Владимировна
29.06.19892007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У);
2006 год, Украина,
р. Южный Буг (2У)
Краевед;
матрос К4–2
Рипа
Елена
Юрьевна
24.11.1963 2008 год, Северная Карелия, р. Северная Шуя (2У);
2007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У);
2006 год, Украина,
р. Южный Буг (2У)
Зам. по финансам;
матрос К4–2
Герасименко
Александр
Андреевич
02.07.19692009 год, р. Черный Черемош (3У);
2008 год, р.  Южный Буг (2У)
Зам. по транспорту;
капитан К2
Семенов
Александр
Владимирович
02.10.19622009 год, р. Черный Черемош (3У);
2008 год, р.  Южный Буг (2У)
Зам. по кинофотосъёмке;
матрос К2
Баклаженко
Екатерина
Владимировна
20.11.19902007 год, Средняя Карелия, рр. Муезерка —
Чирка–Кемь (2У);
2006 год, Украина,
р. Южный Буг (2У)
Зам. по медицине
матрос К2

Параметры похода:

  1. Район путешествия — Кольский полуостров.
  2. Сроки путешествия — с 30 июля по 18 августа 2009 года.
    Активная часть — с 3 по 13 августа 2009 года.
  3. Основные пункты маршрута: г. Одесса — г. Кандалакша — пос. Алакуртти — "Голубые озёра" на р. Кутсайоки — озеро Пюхяярви — слияние р. Кутсайоки и р. Тунтсайоки — Иовское водохранилище — пос. Зареченск — г. Кандалакша — г. Одесса
  4. Уровень воды — ниже среднего при сплаве по озеру Пюхяярви до пор. Струя и высокий от пор. Водопадный.
  5. Протяженность активной части — 182 км.
  6. В походе принимало участие 11 человек.
  7. Способ передвижения — два катамарана К–4 и один К–2.
  8. Способ подъезда к началу маршрута:
    г. Одесса — г. Кандалакша — личные автомашины;
    г. Кандалакша — пос. Алакуртти — автобус;
    пос. Алакуртти — мост на поляне перед "Голубыми озёрами  — грузовая автомашина.
  9. Способ отъезда с маршрута:
    пос. Зареченск — г. Кандалакша — г. Одесса — личные автомашины.
  10. Группа выпущена на маршрут Одесской маршрутно–квалификационной комиссией.

План похода (заявленный):

ДатыДни путиУчастки маршрутаКмСпособ передвижения
30.07.2009 —
02.08.2009
1 — 4г. Одесса — г. Кандалакша — пос. Зареченск3000легковой автомобиль
03.08.20095г. Кандалакша — пос. Алакуртти  Голубые озёра"100
50
автобус,
грузовой автомобиль
04.08.20096"Голубые озёра" — слияние оз. Пюхяярви и р. Красненькая12сплав
05.08.20097Дневка  
06.08.20098пор. Сомнительный (IV) — вдп. Маманя (полудневка)4сплав
07.08.20099вдп. Маманя — пор. Тесный (III) — радиальный выход, высота 298.06
4
сплав
пешком
08.08.200910пор. Тесный (III) — Порог (2 к.с.)12сплав
09.08.200911Порог (2 к.с.) — пор. Струя (II)26сплав
10.08.200912пор. Струя (II) — пор. Водопадный (V)26сплав
11.08.200913пор. Водопадный (V) — стрелка рр. Тунтсайоки и Кутсайоки12сплав
12.08.200914Слияние рр. Тунтсайоки и Кутсайоки — пор. Котёл (IV) — пор. Карниз (IV) — пор. Шляпа (IV)12сплав
13.08.200915пор. Шляпа — пос. Зареченск70катер
14.08.2009 —
16.08.2009
16 — 18пос. Зареченск — г. Кандалакша — г. Одесса3000легковой
автомобиль
В С Е Г О:6000легковой
автомобиль
100автобус
50грузовой
автомобиль
70катер
112сплав
4пешком

Изменения на маршруте

1. Изменения на маршруте коснулись места ночёвки 8-го дня пути (на пороге "БСТ", вместо вдп. "Маманя"), из-за большого скопления групп на пороге "Сомнительный" и аварийного прохождения порога группой каякёров из Санкт-Петербурга (расклинивание одного из каяков в первой ступени и киль с подсосом под скалу во второй ступени ещё одного участника).

2. Также был сделан радиальный выход на вершину 339.0 Липасунаннонвара по правому берегу реки вместо запланированного радиального выхода на вершину 298.0 по левому берегу. В результате этого изменения пешая часть маршрута увеличилась на 8 км и составила в итоге 12 км пути.

Справочные сведения о районе путешествия

Маршрут путешествия проходил по территории Мурманской области и Карельской Республики России. Нагорье Манселькя, по которому проложена основная часть похода, находится за Полярным кругом и проходит по юго-западной части Мурманской области. В связи с этим особенности климата — поздняя весна, ледоход в начале-середине мая, половодье в середине — конце мая и в начале июня (в отдельные годы и в середине июня), заморозки в конце августа, достаточно короткое лето, белые ночи.

Реки юга Кольского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер). Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены. Хотя это не относится к рекам Кутсайоки и Тумча, потому как, во-первых, озера Юрхямяярви, Нельозеро, Пюхяярви небольшие по площади, а во-вторых, хороший ливень в течении одних суток повышает уровень воды в реке на 1,0 — 1,5 метра и держится за счёт этого в течение 2 — 3 дней.

Немалое влияние на климат региона оказывает Баренцево и Белое моря. В середине июля неделями, не переставая, могут лить дожди.

Растительность представлена главным образом смешанными лесами средней высоты, территория слабо заболочена. В лесу без труда можно насобирать много ягод — черника, голубика, брусника, морошка, земляника. Следует помнить, что голубика и морошка появляются только в конце июля — начале августа, черника чуть позже, брусника — во второй половине августа — начале сентября. Для грибников всегда найдётся время и место для "тихой охоты".

В большом количестве представлены насекомые. Из доставляющих неприятности туристам, очень много кровососущих: гнуса, мошки, комаров. Овод присутствует, но не в таком количестве, как на Полярном Урале и Карелии. Со слов местных жителей, в последнее время участились выходы медведей на дороги и окраины сёл. Зимой они забираются в сараи. Бывали случаи нападения на людей. Но летом пищи достаточно, и они стараются держаться поодаль.

На маршруте нет клещей и змей — слишком холодный климат не дает им здесь обжиться. В реке водится много рыбы — хариус, форель, щука, окунь, кумжа. При наличии хороших снастей и сноровки рыбу всегда можно наловить в количестве необходимом для большой группы.

На порогах прекрасно ловится хариус. Понаблюдав за несколькими косяками, был сделан вывод, что лучше всего он предпочитает клевать на мушки синего и жёлтого цвета, а красные и белые не замечает. Также были пойманы некоторые особи на маленькую блесну–"вертушку" с преобладанием синего цвета.

Все реки, пригодные для сплава, находятся в малонаселенном районе, где есть некоторые "острова цивилизации" (г. Апатиты, г. Кировск, г. Кандалакша, пос. Умба, пос. Алакуртти, пос. Зареченск). Они могут быть отнесены к карельскому типу, т.е. почти после каждого препятствия есть более или менее продолжительный плес. В последние годы Умба, Колвица, Красненькя, Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча, Северная Шуя и Кереть стали самыми популярными маршрутами Северной Карелии и Кольского полуострова.

Ветры на озерах преобладают либо западные, либо восточные. При этом западные (попутные) ветры несут хорошую погоду, поэтому, при наличии свободного времени, возможно, имеет смысл продолжить сплав по озеру. Восточные ветры сопровождаются обложной облачностью и дождями, препятствующими спокойному возвращению в цивилизацию.

Маршрут заканчивается в пос. Зареченск, который находится в юго-восточной оконечности Иовского водохранилища, образованного строительством плотины в этом посёлке. Леспромхоз в Зареченске не работает, но два леспромхозовских катера успешно возят туристов. Ещё один катер ходит от базы рыбаков "Иова". Люди приятные, договориться за транспорт, размещение, баньку можно прямо из Одессы по телефону без предварительной оплаты. Цены, правда, "кусаются", но торговаться у них не принято.

Характеристика рек Кутсайоки и Тумча

Река Кутсайоки является по оценкам туристов-водников самой сложной рекой европейского Севера России, включающей в себя препятствия V категории сложности. Маршрут можно квалифицировать 3 с элементами 5 категории сложности в малую и среднюю воду и 4 с элементами 6 категории сложности в высокую воду.

Общая длина маршрута 182 км. Реку Кутсайоки можно условно разделить на три участка: так называемый "Карельский Башкаус" (р. Красненькая), средний и нижний участки.

Река Красненькая вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 км, расход воды в истоке около 10 м3/с, в половодье — до 15 — 17 м3 при впадении в р. Тумчу — 25 м3/с. Уклон до 10 м/км, в отдельно взятых каньонах — до 20 м/км. Пороги либо серьезные с мощными сливами и бочками, либо мощные шиверы, требующие активного маневра. В верхней части, после озера, река течет фактически в ущелье, как классическая алтайская речка. В силу этого, верхнюю часть реки Кутсайоки (Красненькая) от озера Юрхямяярви до озера Пюхяярви называют "Карельский Башкаус".

Средний участок — от озера Пюхяярви до слияния р. Кутсайоки и р. Тунтсайоки. Слияние этих рек образовывают р. Тумча. Расход воды равен 22 — 25 м3/с, в половодье — до 35 м3/с. Этот участок реки начинается несложными перекатом и порожком, после которого идут подряд три порога (Сомнительный — IV к.с.), Муравей, БСТ), разделенных непродолжительными (до 1 км плесами), затем изюминка маршрута — два водопада — Оба-На и Маманя, за ними еще в получасе порог Тесный. Уклон этого участка порядка 5 м/км, основное падение приходится на водопады.

От пор. Тесный до пор. Водопадный встречаются несложные порожки и перекаты. Отдельно можно выделить из них два наиболее интересных — пор. Струя и пор. Ступенька. После пор. Ступенька река успокаивается. В конце участка находится порог Водопадный — один из самых сложных на маршруте, еще пара порогов, разделенных плесами, и Кутсайоки сливается с рекой Тунтсайоки, образуя реку Тумча. Обычно группы, идущие с реки Кутсайоки, заходят на два нижних порога реки Тунтсайоки — "Котел" и "Яму".

Нижний участок — слияние рек Тунтсайоки и Кутсайоки — до порога "Шляпа". Расход воды — около 50 м3/с, в половодье — до 70 м3/с. Уклон 2 — 3 м/км. Нижний участок состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Из порогов можно выделить "Карниз" — самый сложный на этом участке, и порог "Шляпа". После порога "Шляпа" начинается Иовское водохранилище (Тумчозеро). Есть группы, предпочитающие идти по нему своим ходом (в первую очередь из-за рыбалки), ряд групп "выбрасываются" через водохранилище на катере.

Конец маршрута в поселке Зареченск, откуда все уезжают в Кандалакшу.

Лоция и техническое описание прохождения маршрута

N п/пНаименование
препятствия
Время
сплава
от преды-
дущего
препят-
ствия
(минут)
Ориентиры препятствияОписание препятствияДействия при прохождении препятствия, рекомендации
1Перекаты2 От поляны стапеля отходит ручей шириной 5 – 6 м.
При движении приходится часто сходить с судна и проводить катамаран.
Фото N 1
2Озеро Няльмозеро20 Сплав проходит в высоких скальных берегах. Ширина в некоторых местах достигает 60 – 80 мФото N 2
3Озеро Пюхяярви120  Фото N 3
4Перекат240 При выходе из озера. Справа, по ходу движения, видны пороги "Горка" и "Кавказский"Фото N 4
5Шивера6  Фото N 5, N 6
6Порог "Сомнительный" (IV к.с.)10 Длина порога около 50 м. Ширина — до 10 м. Перепад около 5 м. На левом повороте реки два слива по 1,5 м. После первого слива — прижим к скалам правого берега. За вторым сливом, слева, улов, за которым, выход из порога. Расстояние между ступенями 10 – 15 м.Страховка спасконцами с левого берега.

Фото N 7,
N 8, N 9
7Порог "Муравей"9 Длина порога около 30 м. На входе, основной поток — под левым берегом. Правая часть — забита камнями, перегораживающими русло.
На выходе — слив высотой около 1 м в сужении (3 м). Затем река разливается.
Фото N 10,
N 11, N 12
8Порог "БСТ"14Река упирается в скальный полуостров правого берега. Он перегораживает русло на 3/4. Вход в порог — у левого берега.Длина порога около 140 м.
Первые 25 м ширина — до 6 м, затем до выхода из порога ширина русла — около 30 м, а на выходе — около 20 м. В 25 м от входа в порог — прижим к выступу левого берега. Далее следует поворот русла вправо, под углом 120 градусов и прижим в улов (D = 8 м) у правого берега. Затем река расширяется до 30 м и на протяжении 50 м течет тремя протоками:
 — средняя и центральная забиты крупными камнями, с узкими "непроходами" до 1,5 м;
 — левая — полноводная, шириной 4 – 6 м, с двумя косыми сливами около 1 м и сильным прижимом к большому камню в центре протоки, на выходе;
 — правая — широкая и первые 50 м чистая, следующие 30 м — забита мелкими камнями, "шкуродёр". Оставшиеся 30 м на выходе из порога, русло — чистое.
Фото N 13,
N 14, N 15
9Водопад "Оба-на" !!!
VI к.с.
6 Представляет собой водоскат по наклонной плите у ЛБ и маловодный водопад у ПБ. Перепад высоты 8 – 10 м. В скале ЛБ есть два кармана-полки. Внизу водопада мощный котел, который подсасывает катамараны в радиусе 15 м.Обнесли по правому берегу.

Фото N 16,
N 18, N 19
10Водопад "Маманя" 7Водопад представляет собой три ступени.
Первая — высота 5 – 6 метров, после — глубокая бочка.
Вторая ступень — высота около 10 – 12 метров. Вся мощь воды, падая, образовывает мощный котел, после которого вся струя поворачивает вправо, образовывая третью ступень.
Третья ступень — слив высотой 2 – 2,5 м. После слива — небольшие валы.
Участники обошли по левому берегу, спускаясь вниз вдоль водопада.
Катамараны и рюкзаки переправили по навесной переправе.

Фото N 20, N 21, N 22, N 23
11Перекат18   
12Порог "Тесный"21Перед входом под левым берегом в каньон порога — сужение русла до 5 – 6 м.Длина 80 м. Ориентир — сужение русла, ЛБ скалы, ПБ скальная плита выходит в воду. Чалится к ПБ. В русле по центру, один за другим, лежат два больших обломка скалы, образовывающих два слива шириной около 2 м. В сливах идет навал на ПБ. Скальные плиты ПБ слегка наклонены, получается небольшой трамплин. Далее идут камни, образовывающие символическую букву "П", ножки которой развернуты вверх по течению. Пройти эту "П" можно, как слева, так и справа; слева проход более узкий и спокойный, справа — слив с навалом на правый берег. После слива небольшая выходная шивера.Ширина сливов недостаточна для прохода катамарана.
Обнесли по правому берегу.

Фото N 24,
N 25, N 26
13Шивера12  Фото N 27
14Шивера16   
15Шивера15   
16Шивера27   
17Размытый мост2  Фото N 28
18Порог24   
19Порог104   
20Порог "Ступенька"9Порог на правом повороте рекиПерепад порога примерно 5 м. Начинается сливом высотой под метр, через 7 метров слив 1,5 м и далее быстроток с едва обозначаемым прижимом к правому берегу, в русле камни, требуется маневрирование. Выход из порога — налево в озеро.Фото N 29,
N 30, N 31
21Шивера13   
22Порог "Струя"26 Длина 90 м. Ориентир — сужение русла. Скальный левый берег.
В пороге насчитывается три ступени 0,7 – 1,0 метра и мощной струей ближе к скальным стенкам левого берега, идет серия валов высотой до 1 м. В русле есть несколько надводных камней. Порог оканчивается мельководной шиверой с проходом у правого берега. После порога широкий разлив. Осмотр по высокому ЛБ
Фото N 32
23Разрушенный мост107   
24Перекат3   
25Шивера12   
26Порог18   
27Порог7   
28Порог "Водопадный"
(V к.с.)
11 Порог "Водопадный" — еще одна "изюминка" нашего путешествия. Он не только один из самых сложных, но и самый красивый на "Кутсайоки".
Длина 250 м. Ориентир — правый поворот, у ПБ выходит каменная плита, ЛБ — скала. Порог состоит из четырёх ступеней. Первая ступень — самая сложная — выглядит в виде буквы "S", начинается сложным заходом из-под правого берега к центру, в окончании — горка высотой около 3,5 м, при заходе требуется активная работа со смещением к левому берегу. Струя всё время хочет развернуть судно носом влево. В самом сливе стоит пульсирующий "петух" высотой 1,5 м. Вторая ступень — мощная бочка. Надо стараться её обойти с любой стороны. Наши катамараны обходили бочку справа. Далее идет небольшой участок спокойной воды. Поворот русла направо. Третья ступень — слив водопадного типа с каменной гряды, перегородившей все русло. Высота слива 1,2 м. Вариантов прохождения несколько. Четвёртая ступень — такая же, как и вторая, только высота слива здесь чуть больше 2м. Осмотр можно проводить как по правому, так и по левому берегу, но удобнее по ПБ. На ПБ хорошо набитая тропа.
В начале и в средине порога — хорошие места для бивуака.
Фото N 33,
N 34, N 35,
N 36, N 37,
N 38
29Порог "Лесенка"39 Кривой слив, косой вал, бочка.Фото N 39
30Порог "Три протоки"36 Остров, за ним несколько проток. Длина 100 м. Ориентир — плавный правый поворот, виден с воды. В пороге есть два небольших островка, которые делят русло на три протоки. В протоках косые валы, бочки и много надводных камней. Просмотр возможен как с ЛБ, так и с ПБ.Фото N 40
31Река Тумча25  Фото N 41
32Порог "Котел" на реке Тунтсайоки (IV к.с.)18Расширение русла до 50 м. Высокий скальный левый берег. Река делится на два рукава каменным островом. Левый — узкий (10 м), правый — широкий (30 м). Порог виден с воды, с 50 м.Слив у левого берега чистый, крутой (2 м), с бочкой и валами на выходе до 1,5 м.
Правая часть слива — сложная структура водного потока с хаотично расположенных плит.
Поднялись около 1 км по воде на катамаранах вверх по р. Тунтсайоки, от начала р. Тумча. Осмотрели порог с левого и с правого берега. Страховали спасательными концами со скальных выступов левого берега и катамараном с воды. Проходили у левого берега, по центру слива. (Карта реки.)

Фото N 42, N 43
33Порог "Ночной"  Порог виден с воды, линия движения читается с наплыва. 
34Порог "Карниз" (IV к.с.)3 Слева — узкий слив водопадного типа с мощным котлом за ним. Правая сторона делится на 2 части: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с косым входом. Вторая ступень порога — мощные стоячие валы.Фото N 44,
N 45, N 46
35Порог "Каньонный"  Река зажата в скальный коридор с высотой стенок до 15 – 20 м. Очень мощная вода с валами до 1,5 м. Высокая вертикальная турбулентность водного потока. Требуется чётко держать курс судна по течению. 
36Порог "Шляпа" (IV к.с.)6Река делится на два русла крупным скальным островом, заросшим лесом. Вход в правое русло непримечателен. Левое разделено на две протоки скальной глыбой, видимой с воды.Правое русло каньонообразное, шириной 5 – 10 м с чистыми проходами.
Слева от острова ширина реки около 25 м. Рукав делится на две протоки камнем. Правая часть — шиверистая, левая чистая, "S" – образная, с прижимом к скале в русле.
Длина 100 м. Ориентир — через 3 минуты сплава после пор. Каньонный. Находится на левом повороте. Порог выглядит в виде буквы "S". В центре русла лежит большая каменная плита. Начинается неровным сливом высотой около 1 м. За сливом поворот влево примерно на 90 градусов, но вся вода прижимает к скальному острову. После поворота влево, огибая остров, весь поток резко разворачивает вправо, примерно на 120 градусов. Порог заканчивается небольшим сливом по центру, валы.
Страховали с левого берега и катамараном с воды. Проходили под левым берегом, впритирку с о скалой левого берега. Бочка очень мощная и необходимо хорошо потрудится, дабы из неё выйти.

Фото N 47, N 48
37Иовское Водохранилище2 За пор. Шляпа река расширяется до 200 м. Слева — стоянка катеров, которые ходят до пос. Зареченск. Напротив стоянки катеров на острове — отличная поляна с баней и местом для сушки вещей.Лагерь с ночевкой на острове, разделяющем порог "Шляпа".
Утром на катере мы ушли до базы рыбаков "Иова" в Зареченске.
Фото N 49,
N 50, N 51

Обеспечение безопасности

Хочу отметить, что большая часть группы давно знает друг друга по выездам, слётам, соревнованиям и походам.

Планируя путешествие, был разработан план мероприятий для улучшения слаженности экипажей, взаимопонимания в возможных критических ситуациях, намечены технические этапы подготовки группы к путешествию.

Были проведены два технических выезда на р. Южный Буг на порог "Интеграл" с отработкой действий катамаранов по заходу в струю и выходу из неё, причаливания активного и пассивного, спасработ при помощи спасконца и катамарана, а также активные действия участника, попавшего в бурный поток.

В перерывах между практическими занятиями были прочитаны лекции и отработаны навыки по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему. Особое внимание уделялось оказанию помощи при утоплении.

До начала путешествия проводились несколько сборов группы по пошиву и починке личного и общественного снаряжения. Очень внимательно отнеслись к упаковке и весовым характеристикам снаряжения для транспортировки на легковых автомобилях.

На этапе подъезда и отъезда к месту сплава бивуак для ночлега старались ставить в местах наименьшего скопления местного населения, вблизи от источников воды, в лесу и у озёр.

Форс-мажорные обстоятельства

Всё, что касалось теоретической и практической стороны путешествия, было выполнено по заранее намеченному графику.

Но... Во второй день автомобильной части похода, при самых непредвиденных обстоятельствах, один из участников группы под руководством Королькова И.А., который заявил маршрут по рр. Красненькая, Кутсайоки, Тумча IV категории сложности в те же сроки, что и наша группа, сильно растянул Ахиллово сухожилье на ноге и ему в г. Быхов (Республика Беларусь) был "успешно" наложен гипс в районной больнице. После разговора с хирургом стало ясно, что с такой травмой не то, что грести, даже передвигаться будет крайне сложно.

После совещания руководителей походов (Богославский С.М. и Корольков И.А.), было принято решение о том, что участники группы Королькова Герасименко А.А, Семёнов А.В. и Баклаженко Е.В. присоединятся к группе Богославского для прохождения похода III категории сложности, а Богославский С.М. присоединится к группе Королькова И.А. на период прохождения верхней части заявленного маршрута по р. Красненькая от "Чёртова моста" до озера Пюхяярви, а руководство на эти два дня отсутствия руководителя возьмёт на себя зам. руководителя Копылов Б.А., имеющий соответствующий опыт участия и руководства походами III категории сложности. Также пришлось отказаться от одного катамарана "четвёрки", взяв с собой на маршрут К–2.

Семёнов А.В. (пострадавший) проявил хорошие физические и моральные качества, преодолевая все препятствия выше III к.с. по берегу на костылях. Исключение составляет лишь последний порог "Шляпа", на котором он попросил занять место планировавшегося капитана и успешно справился с поставленными задачами.

Благодаря хорошей организации обоих походов, чёткости и взаимовыручке при прохождении препятствий, этот план был успешно выполнен, несмотря на большие физические нагрузки, выпавшие на всех участников похода. Пришлось также отказаться от запланированной полуднёвки, дабы не выбиваться из графика похода.

Автомобильная часть путешествия

Много лет подряд, начиная с 2005 года, была идея совершить путешествие на Северо-Запад Российской Федерации с последующим проведением похода. И вот в 2009 году, наконец, эту мечту удалось воплотить в жизнь.

Сразу хочется отметить огромную работу, проведённую всеми участниками похода для успешной реализации намеченного.

При подготовке были подобраны и распечатаны подробные карты автомобильных дорог Украины, Беларуси и России, а также через Интернет найдены планы-схемы крупнейших городов по пути следования и самые сложные (по нашему мнению) участки дорог.

В результате, хочется поделиться некоторыми замечаниями.

1. При планировании автопутешествия надо тщательнейшим образом отобрать только самое необходимое для проведении похода, дабы не заказывать для перевозки всего груза "вагон и маленькую тележку".

2. Если вы купили авто по доверенности, то вам необходимо в органах ГАИ выписать временное регистрационное удостоверение, иначе пересечь границу не удастся. Лучше всего выписывать этот талон на всё время действия доверенности (а вдруг придётся через полгода снова выезжать за границу?) Если вы владеете автомобилем совместно, то все ваши данные должны быть отпечатаны на принтере, а не написаны от руки даже со штампом поверх.

3. Средний расход топлива при полной загрузке автомобиля увеличиться на 10 – 15 процентов от обычного и составил для TOYOTA COROLLA 2003 года выпуска 7.0 – 7.4 литра на 100 км с двигателем 1400 куб.см, а для SSANG YONG REXTON 2006 года выпуска 2700 куб.см. с автоматом — 10 литров на 100 км.

4. Необходимо учесть, что в основном дорожное покрытие в Украине и Беларуси намного лучше, чем равнозначные дороги России. Особо хочется отметить плохое качество дорог и организация движения в Карельской Республике и Мурманской области. Средняя скорость передвижения по этим территориям редко составляет 40 – 50 км/ч. Средняя же скорость за все 6000 км составила 70 км/ч.

5. При пересечении границы Украина-Беларусь нужно созвониться с пунктом пропуска через границу на трассе Чернигов — Гомель. Как правило, там образуются многокилометровые очереди и более логично будет перейти границу в районе Славутича. Вся процедура займёт от 30 до 40 минут.

6. Дороги в Беларуси отменного качества с очень хорошей информативностью, организацией дорожного движения, прекрасными развязками вокруг крупных населённых пунктов и отменной инфраструктурой бивачного ночлега. Правда, хочется отметить, что после Гомеля до поворота на районный центр Быхов остановиться на привал или ночлег крайне затруднительно в связи с повышенной радиоактивностью после Чернобыльской катастрофы.

7. Транзитный проезд по территории Беларуси стоит 5$ в сутки (можно рассчитываться в долларах, рублях или "зайчиках") или 20$ за 2 – 7 дней.

8. Страховку, в виде "Зелёной карты", советуем приобрести по месту жительства, т.к. на границе она будет стоить уже существенно дороже. Она выписывается сразу на три страны: Молдову, Беларусь и Россию. Хотя проблем с оформлением её прямо на границе никаких нет. Страховка выписывается на автомобиль и если есть несколько водителей с правами на право вождения, то они могут спокойно менять один одного, но владелец должен находится именно в том автомобиле, на который она выписана.

9. При заполнении ввоза – вывоза транспортного средства на белорусско – российской границе ТРЕБУЙТЕ вписывать срок ввоза автомобиля на весь срок пребывания (2 недели, месяц или более) за границей с запасом, во избежание моральных и финансовых потерь при обратном выезде.

10. Вообще-то, оформление таможенных документов на ввоз-вывоз автотранспортного средства должен оформляться АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО, но местные таможенные начальники наделали разных фирм и фирмочек в виде ООО и оказывают услуги по составлению заявлений и получают с граждан и организаций по 250 рубликов с "носа". На требование показать, на каком основании это делается, одна из дородных тётечек в окошке печати заявлений о въезде скорчила гримасу и прошипела: "Совсем охамели эти хохлы! Мало того, что газ воруют, так ещё и документы им бесплатно оформляй". После выяснения отношений по поводу недопущения оскорблений в адрес иностранного гражданина и требования выдать чеки на изъятие 250 рублей, этой дамой было также добавлено, что со всеми вопросами надо обращаться к начальнику таможни, а не к исполнителям.

11. Следует отметить, что в России появились платные дороги. По крайней мере, два раза мы встречали таблички о данном сборе на федеральных дорогах, но нам туда не было надобности ехать.

12. Советуем также посетить Кремль в Великом Новгороде и Кремль в Пскове — не пожалеете, а также заехать в Кивачский природный заповедник с великолепным видом на водопад Кивач и орнитологическим музеем там же.

13. Дорожная полиция всех стран, по которым пролегал путь, нас не останавливала. В свою очередь, мы старались максимально соблюдать правила дорожного движения.

14. Следует также отметить, что, несмотря на тщательно проведенный профилактический ремонт всех автомобилей, не удалось полностью избежать поломок во время передвижения. Больше всего неприятностей доставляли проблемы, вовремя не устранённые при предыдущих ремонтах неквалифицированными специалистами сервисных станций. Все эти метаморфозы происходили на одном из трёх автомобилей — ВАЗ–2106 восмидесятых годов выпуска. В результате всех этих приключений сроки приезда домой передвинулись на два дня.

15. Мы заправлялись, в основном, на крупных заправках до отстрела заправочного пистолета. Больше всего понравились заправки компании "Сургутнефтегаз": хорошее качество и самая низкая цена на топливо.

Следует отметить, что за Петрозаводском количество АЗС резко уменьшилось и ближе к Мурманской области расстояние между ними составляло до 150 км.

16. Некоторые продукты (овощи и фрукты) можно купить по дороге, правда цены увеличиваются в 1.5 раза от украинских. И вообще, обладая запасом в 3 – 4 часа, можно закупить продукты в супермаркетах Кандалакши, но существенно дороже.

17. Если всё же случилась поломка автомобиля, то следует учитывать, что вас могут за немалые деньги доставить на эвакуаторе из любой, даже самой отдалённой, части маршрута. СТО и частные мастерские работают по своему, только им известному, графику, а если вас постигла сия участь в выходные, то дело обстоит ещё сложнее, т.к. многие выезжают на рыбалку и охоту, а "работать будут зимой".

18. Советуем также найти через Интернет адреса и телефоны всех руководителей департамента ГИБДД России в тех регионах, где вы будете проезжать, а также телефоны службы доверия областных ГИБДД. Не лишним будет распечатать постановление Государственной Думы от 2006 года о ратификации Международной Конвенции о дорожном движении и таблицу штрафов за нарушение ПДД (особенно чётко себе уяснить, за какие нарушения изымаются права у водителя).

19. В заключение хочу отметить, что все опасения и переживания по поводу "а как же это всё будет происходить" оказались напрасными и мы получили море положительных эмоций и заряд энтузиазма на перспективу.

Итоги путешествия и выводы

Автомобильная часть

1. На отмечании похода все участники путешествия выразили общее мнение, что поход на автомобилях является интересным, познавательным и не таким сложным, как казалось до начала, а также необременительным для кошельков участников. Особо хочется отметить, что во время автопробега мы смогли посетить Кремль Великого Новгорода и заповедник "Кивач" и при этом мировосприятие из окон авто настолько впечатлительно, что останется навсегда светлой страничкой в жизни каждого путешественника.

2. Ночёвки на пути к началу маршрута и обратно выбирали вблизи озёр и рек, в лесу без предварительной проработки. На территории Белоруссии для ночлега вдоль трасс организованы отлично оборудованные места для отдыха и ночлега. Практически всегда есть колодец, ручей или озеро, где можно набрать воды для приготовления пищи.

3. Нужно позаботиться о наличии в кошельке местной валюты, т.к. поменять её можно только в обменных пунктах или отделениях банка и только по предъявлению паспорта.

4. Советую страховку GREEN CARD оформить по месту жительства — на границе будет существенно дороже.

5. Для того, чтобы иметь постоянную связь, необходимо проконсультироваться у сотовых операторов в Украине по тарифам и покрытию. Купить стартовый пакет в России будет проблематично с нероссийским паспортом. Если есть возможность, то лучше всего заказать такие пакеты у своих знакомых в России и при удобном случае договориться об их передачи вам для временного использования.

6. Ограничение скорости на дорогах Белоруссии и России 90 км/ч. Лимит превышения — 10 км/ч. Соблюдая скоростной режим вы сэкономите немало средств. Мы за 6000 км пути не были ни разу остановлены работниками дорожной инспекции. Также, согласно постановлению Государственной думы от 2006 года, Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о дорожном движении, по которой не обязательно иметь опознавательный знак на лобовом стекле, достаточно флага государства на госномере. Также работникам ГИБДД запрещается проверять техническое состояние автомобиля, наличие аптечки, огнетушителя, страховки и т.д. Если Вы нарушили правила, всегда требуйте оформления протокола о нарушении. Исключение касается только тех нарушений, которые влекут за собой изъятие прав — лучше договорится на месте, а ещё лучше — внимательно перечитайте то, что написано выше.

7. При планировании путешествия мы не учли то, что дорога от развилки трассы Кандалакша — Алакуртти до пос. Зареченск (40 км) находится в плачевном состоянии: количество выбоин и промоин сосчитать невозможно. Поэтому, время, затраченное на данный путь, составило 1 час 15 минут в одну сторону.

 
Спортивная часть

1. Все договорённости по поводу подъездов из Кандалакши и отъезда после окончания маршрута были произведены из Одессы по телефону. Оплата производилась после предоставления услуги прямо на месте.

2. Хочется отметить, что хорошим подспорьем раскладке является рыбная ловля, сбор грибов и ягод, коих в этом районе предостаточно в июле — августе.

3. Маршрут был пройден в оговоренные сроки, с изменением ночёвки восьмого дня похода на пор. "БСТ", а не на водопаде "Маманя", и радиальном выходе на вершину 339.0 по правому берегу реки вместо запланированного радиального выхода на вершину 298.0 по левому берегу.

4. Все препятствия на маршруте были пройдены в безаварийном режиме с обносом пор. "Тесный", из-за габаритного непрохода для всех судов. С подъёмом воды перед пор. "Водопадный" до высокого уровня, препятствия представляли собой мощные локальные пороги IV – V к.с.

5. Страховка, в основном, проводилась спасконцами с дублированием или катамаранами с воды.

6. Никаких нежелательных встреч с местными жителями и животным миром не происходило.

7. Количество групп на реке, одновременно подходивших к препятствиям, доходило до пяти.

8. Психологический климат в группе был доброжелательный, товарищеский. Надеюсь, что опыт, приобретённый в путешествии, пригодится в быту и спорте, а также на отдыхе.

Литература

При подготовке отчёта исползовались материалы с сайтов:

1. http://www.afanas.ru/mytours/99kut.htm отчёт Афанасенкова Михаила по высокой воде. Хорошо "читаемая" лоция, правда, некоторые препятствия писались по памяти и длина некоторых явно преувеличина.
2. http://www.romantik.odessa.ua/reports/kolawater08.html отчёт Зиновьева Сергея по очень высокой воде, ближе к паводковой. Очень добротный отчёт с прекрасной картой и местом расположения порогов, а также приводятся схемы порогов.
3. А также использовались отчёты с сайтов:
http://www.veslo.ru и
http://www.skitalets.ru

Фотоматериалы:

 
 
Фото N 1. Начало "сплава" от поляны перед "Голубыми озёрами" Фото N 2. "Голубые озёра" во всей красе. Озеро Нельозеро Фото 3. Озеро Пюхяярви
 
 
Фото 4. Слияние рек Красненькая и Кутсайоки. Вид на пороги "Кавказский" и "Горка" Фото 5. Первый порожек после слияния рек. К4–1 Фото 6. Там же К4–2
 
 
Фото 7. Порог "Сомнительный", первая ступень. К4–1 Фото 8. Порог "Сомнительный", вторая ступень. К4–2 Фото 9. Порог "Сомнительный". К–2
 
 
Фото 10. Порог "Муравей", первая ступень Фото 11. Прохождение "Муравья" К4–1 Фото 12. Вторая ступень порога "Муравей". К4–2
 
 
Фото 13. Первая ступень порога "БСТ" Фото 14. Прохождение третьей ступени порога "БСТ" К–2 Фото 15. Ушли от опасного навала на камень, выбросившись на отмель правого берега. К4–2
 
 
Фото 16. Обнос по тропе правого берега водопада "Оба–на" Фото 17. Тут не только тяжело катамаран, но и самому пройти к месту посадки Фото 18. Вот такой он, водопад "Оба–на"
 
 
Фото 19. Вид на водопад с левого берега Фото 20. Организация транспортировки груза и катамаранов над водопадом "Маманя" Фото 21. Водопад "Маманя" во всей своей красе. Высота уровня среза воды — 18 метров. Впечатляет!!!
 
 
Фото 22. Оказывается, и катамараны "летают"... Фото 23. Мы это сделали! Фото 24. Вид со скалы левого берега на порог "Тесный"
 
 
Фото 25. Первые две ступени "Тесного" Фото 26. Вот такой "зверь" водился в водах "Тесного" Фото 27. Порог II к.с. после "Тесного". К–2
 
 
Фото 28. Разрушенный мост через Кутсайоки, где по Московским ценам можно купить рыбку и ... ПИВО! Финансист сдался без боя Фото 29. Заход в первую ступень порога "Ступенька". К4–1 Фото 30. К4–2 проходит первую ступень "Ступеньки"
 
 
Фото 31. Выходная шивера порога "Ступенька". К4–2 Фото 32. Порог "Струя", выходная ступень и шивера. К4–2 Фото 33. Вот он, пресловутый "Водопадный"! Первая ступень. К4–2
 
 
Фото 34. А вот и бочка во второй ступени Фото 35. Держись, Бориска! И весло держи. Порог "Водопадный" Фото 36. К4–1 проходит вторую ступень "Водопадного"
 
 
Фото 37. А вот и третья ступень Фото 38. Перепад четвёртой ступени 2 метра. Окончание пройдено ... кормой Фото 39. Порог "Лесенка". К4–1
 
 
Фото 40. Порог "Три протоки" Фото 41. Слияние рек Кутсайоки и Тунтсайоки. Вид с места стоянки Фото 42. Прохождение порога "Котёл". К4–1
 
 
Фото 43. К4–2 в выходных валах "Котла" Фото 44. Левая протока порога "Карниз". Вскоре все погрузятся под воду Фото 45. К–2 в котле "Карниза"
 
 
Фото 46. Правая протока "Карниза". Даже желания посмотреть не возникает — дух захватывает на расстоянии Фото 47. Порог "Шляпа". Пристань за углом, а попотеть ещё придётся. К4–2 Фото 48. Экипаж К4–1 титаническими усилиями выскочил из бочки. Впереди правый поворот и ... конец этого удивительного похода
 
Фото 49. Порт–Артур местного значения.
Порог "Шляпа"
 Фото 50. Иовское водохранилище
 
Фото 51. Прощай Кутса,
здравствуй новая мечта!
 Фото 52. База рыбаков "Иова" в поселке Зареченск.
"Кончен поход без единого..."

Приложения:

Специальное и личное снаряжение:

ГрупповоеЛичное (на группу)
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Катамаран2 К–4 и 1 К–2Рюкзак11
Весла14Спас. жилет11
Палатки3Каска11
Спальники10Личные вещи11 компл.
Каны2Личная посуда11 компл.
Ремнабор1 компл.Стропорез11
Аптечка1 компл.Гидрокостюм11
Топор1  
Спас.конец5  
Костровое снаряжение2 компл.  

Список продуктов:

ПродуктыВес на 1 человека (гр)Вес на группу (кг)Кол-во (разы)
гречка802,6403
рис803,5204
пшеничная крупа802,6403
макароны901,9802
спагетти900,9901
овсянка быст.приг.901,9802
пшено800,8801
пшено суп.200,2201
вермишель150,1651
    
суп гороховый420,9002
суп харчо300,6602
суп вермишелевый300,6601
    
мясо сушеное300,9903
    
раст.масло 1,5003
топл.масло150,8255
топл.масло+сыр300,6602
сало301,3204
колбаса301,6505
зажарка101,43013
зажарка на каши151,1557
томат. паста 0,0502
    
яич.порошок200,6603
сухое молоко201,3206
мука251,1004
кисель420,9002
    
чай черный20,1989
чай20,26412
какао200,6603
кофе 0,3001 банка
    
сахар205,06023
соль 2,000 
специи для рыбы 2 уп. 
специи для плова 1 уп. 
перец душистый  1 уп. 
лавровый лист 1 уп. 
сушеная зелень 1 уп. 
    
халва300,6602
пряники301,9806
печенье овсяное300,9903
печенье крекер300,3301
печенье песочное300,9903
вафли301,3204
бублики сушка300,9903
зефир300,6602
сух.с изюмом300,3301
    
сухари308,58026
хлеб 5,0005 батонов
    
лук101,43013
чеснок100,3303
картошка2502,7501
картошка суш.201,9809
    
морковь 1,0003
капуста301,0003
лимон 1,50010
    
на торт и молоч.каши:
курага, фрукт.кубики 0,100 
изюм 0,2003
орехи 0,2003
мед 0,500 
сгущенка 0,2002
варенье 0,6004
коржи для торта 0,8002
цукаты 0,2001
    
горчица 2 уп.4
майонез 4 уп.3
кетчуп 4 уп.6
фасоль консерв. 2 банки1
зел.горошек 3 банки1
кукуруза консерв. 3 банки1
овощной салат 1,6004
хрен  3
    
привальные:
конфеты 1,20010
курага 0,6003
изюм 0,6003
финики 0,6003
инжир 0,8003
арахис 1,5003
яблоки 0,6003
чернослив 0,5002

Ремонтный набор:

НаименованиеКоличество
Клей резиновый1 упаковка
Заплаты резиновые1 комплект
Пассатижи1
Шило1
Напильник трехгранный1
Шнурки1 комплект
Веревки, тесьма30 м
Капроновые нитки2 мотка
Войлок1 комплект
Изолента2 катушки
Наперсток1
Точильный брусок1
Ножницы1
Лоскуты брезента, капрона1 комплект
Капроновая лента (стропа)2 комплекта
Клей ДИСМОКОЛ1 литр
Резиновые полоски для увязки рамы катамарана60
Набор отвёрток1 комплект
Куски плексигласа5
Куски труб разного диаметра3

Список аптечки:

НаименованиеКоличество
Бинты стерильные (широкие и средние)8
Бинт эластичный1
Вата стерильная1
Лейкопластырь обычный1 уп.
Лейкопластырь бактерицидный12 шт.
Термометр в чехле1 шт.
Ножницы в чехле1 шт.
Йод1
Марганцевокислый калий1
Перекись водорода1 уп. жидкий
Спирт медецинский150 гр.
Сода питьевая1 пачка
Нашатырный спирт1 флакон
Эмульсия синтомициновая1
Детский крем1
Анальгин3
Бесалол1
Аспирин2
Актив.уголь1
Кордиамин, валокардин1
Валерьянка1
Сульфадемитоксин3
Олететрин2
Энтеросептол (или фталазол)2
Ихтиоловая мазь1
Фурацилин3
Борная кислота2
Аллохол1
Но-шпа1
Аскорбиновая кислота3 уп.
Димедрол2 уп.
Спички1 уп.

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

НаименованиеНа 1 человекаНа группу в 11 человек
Продукты (всего / в день)8,0 (0,8) кг88 кг
Групповое снаряжение12,1 кг132,1 кг
Личное снаряжение8 кг88 кг
Всего:28,1 кг309,1 кг

Смета расходов на путешествие (на одного участника):

Все расчёты велись, исходя из наличия в автомобиле 4-х человек.

  • Бензин — 800 грн (Одесса — Киев — Гомель — Витебск — Великие Луки — Великий Новгород — Лодейное Поле — Петрозаводск — Кандалакша — Зареченск и обратно)
  • Страховка "Green card" — 71 грн
  • Транзит через Белоруссию — 20 грн (10 + 10)
  • Оформление документов на Российской границе — 15 грн (60 руб)
  • Продукты в дороге — 107 грн
  • Продукты на маршруте — 200 грн
  • Автобус Кандалакша — Алакуртти — 100 грн (400 руб)
  • Машина к началу маршрута Алакуртти — "Чёртов мост" (ЗИЛ-131) — 50 грн (200 руб)
  • Катер от пор. Шляпа до базы "Иова" в поселок Зареченск — 140 грн (560 руб)
  • Стоянка автомобилей на базе "Иова" (10 дней) — 250:4 = 42,50  грн (250 руб)
  • Аптечка — 30 грн
  • Ремонтный набор — 10 грн
  • Прочие расходы — 30 грн
Итого: 1615 гривен или ~ 200 $ США на 20 августа 2009 года.