Новости Календарь О нас История Гимн Устав Отчеты, фотографии, будущие походы Библиотека Пишите письма... Поговорим?

Форум

Члены правления клуба : Орг. сектор ? Дмитрий Бжезицкий Сектор учета ? Соня Сущинская Агит. и онлайн сектора ? Исаев Гео Сп
ray

2017-05-30 23:58:21

Re: Вакансии :) : И как прошел слет?
nik.skameykin

2016-11-21 08:03:20

Чехол на рюкзак, чехол на коврик : Чехол на рюкзак - 180 грн - плотный (на рюкзаки 70-100л) Чехол для коврика - 150 грн - очень качеств
Dmitriy.Smirnov

2016-07-23 08:22:23

Re: Фотоальбом к/п "ВЕРШИНА" : Спасибо за фотки. Отличные места надо сказать. Мне бы с вами.
piotrkotski

2016-06-25 17:45:37




Турклуб „Романтик“ г. Одесса

Отчет
О водном туристическом путешествии четвертой категории сложности по рекам Красненькая, Кутсайоки и Тумча

совершенном с 12 июля по 01 августа 2008 года
Маршрутная книжка N 48/08

Руководитель группы Зиновьев С.А.
адрес руководителя: Украина, 65000, г.Одесса, ул.Ришельевская, 69, кв.10, тел.(+38 097) 888-66-58, E-mail: pochta_mne@ukr.net

Содержание

    Приложения

Состав группы

Фото участника ФИО участника Дата рождения Тур. опыт Должность
Зиновьев Сергей Александрович 17.08.1984 г.Одесса 2005г. Снежная, Утулик 5 кс У
2006г. Бий-Хем 5 кс У
2007г. Шавла, Аргут, Катунь, Чуя (с Мажойским каскадом) 6 кс У
2007г. Черный и Б.Черемош 3 кс Р
Руководитель, МПС, капитан К4
Филиппов Юрий Сергеевич 06.05.1988 г.Одесса 2007г. Черный и Б.Черемош 3 кс У
2007г. Южный Буг 2 кс Р
Зам. по снаряжению, фото и видео оператор, капитан К2
Синяк Екатерина Александровна 11.08.1987 г.Одесса 2007г. Черный и Б.Черемош 3 кс У
2007г. Южный Буг 1 кс Р
Завхоз, медик, правый матрос К4
Токарчук Александр Игоревич 07.04.1991 г.Одесса 2007г. Черный и Б.Черемош 3 кс У Ремнаборщик, левый матрос К4
Пащенко Елена Владимировна 01.01.1982 г.Одесса 2007г. Волома – Сегежа 3 кс У Финансист, левый кормовой К4
Рудецкий Вадим Сергеевич 18.07.1987 г.Одесса 2007г. Южный Буг 2 кс У Хронометрист метеоролог, матрос К2

 

Справочные сведения о путешествии

 

  1. Путешествие по рекам: Кутсайоки, Тумча соответствует походу 4 кс.
  2. Уровень воды – выше высокого (но не паводок).
  3. Район путешествия – Кольский полуостров.
  4. Сроки путешествия – с 12 июля по 01 августа 2008 года.
    Активная часть – с 16 июля по 29 августа 2008 года.
  5. Основные пункты маршрута: Одесса – С.Петербург – Кандалакша – Алакуртти – Чертов мост – озеро Пюхяярви – слияние Кутсайоки и Тунтсайоки – Иовское водохранилище – Зареченск – Кандалакша – Москва – Одесса.
  6. Протяженность активной части – 150 км.
  7. В походе принимало участие 6 человек. По информации, которую я смог достать и отработать, могу сделать вывод – что, наша группа, из тех, кто ходил этот маршрут – самая молодая. Средний возраст – 21.5 год.
  8. Способ передвижения – катамараны: К4 и К2.
  9. Способ подъезда и возращение с маршрута:
    г.Одесса – г.Санкт-Петербург – г.Кандалакша   — поезд;
    г.Кандалакша – п.Алакуртти – Чертов мост   — автомашины;
    п.Зареченск – г.Кандалакша   — автомашина;
    г.Кандалакша – г.Москва – г.Одесса   — поезд;

Группа выпущена на маршрут одесской маршрутно-квалификационной комиссией.

 

Сведения о районе путешествия

 

Маршрут проходит по юго-западной части Мурманской области. Маршрут расположен в 18-28 км севернее Северного Полярного Круга, в 150 км к востоку находится Кандалакшский Залив Белого моря, отсюда особенности климата – поздняя весна, ледоход в начале-середине мая, половодье в середине-конце мая и в начале июня (в отдельные годы и в середине июня), заморозки в конце августа, достаточно короткое лето. Немалое влияние на климат региона оказывает и Баренцево море. В середине июля неделями не переставая могут лить дожди. Растительность представлена главным образом смешанными лесами средней высоты, территория изрядно заболочена, много ягод – черника, голубика, брусника, морошка. Однако, голубика и морошка появляются только в конце июля – начале августа, черника чуть позже, брусника – во второй половине августа – начале сентября. Грибы в больших количествах тоже появляются во второй половине августа, до того есть, но не так много. Достаточно много живности – из доставляющих неприятности туристам очень много кровососущих: гнуса, мошки (в особенности на р. Красненькая), комаров. Есть зайцы, лоси, ондатры, есть медведи, однако они уже давно не подходят в район маршрута – слишком много народу. На маршруте нет клещей и змей – слишком холодный климат не дает им здесь обжиться. В реке водится много рыбы – хариус, форель, щука, кумжа. Но так как мы попали в высокую воду, то особым уловом похвастаться не можем. Ягод и грибов в июле еще мало.
Все реки находятся в малонаселенном районе, где есть некоторые "острова цивилизации" (г.Апатиты, г.Кировск, г.Кандалакша, пос.Умба, пос.Алакуртти, пос.Зареченск). Все реки могут быть отнесены к карельскому типу, т.е. после каждого препятствия есть более или менее продолжительный плес. Река Умба освоена туристами достаточно давно и классифицирована 3 с элементами 4 к.с. Река Колвица менее хожена, хотя в последние годы весьма популярна как дополнение к маршрутам по другим рекам. На р. Колвице есть препятствия от 1 до 6 к.с. Протяженность сплава здесь 12 км. В отличие от Умбы и Колвицы, реки Тунтсайоки (Тумча) и Кутсайоки стали посещаемыми относительно недавно, так как начало сплава находится в погранзоне. Тем не менее, в последние годы эти реки стали едва ли не самыми популярными маршрутами Северной Карелии и Кольского полуострова. Р.Тунтсайоки классифицирована 4 к.с, на р.Кутсайоки есть препятствия до 6 к.с.

 

Общая характеристика рек Кутсайоки и Тумча

 

Река Кутсайоки является по оценкам туристов-водников самой сложной рекой европейского Севера России, изобилующей препятствиями V категории сложности. Маршрут можно квалифицировать 3 с элементами 5 категории сложности в малую воду и 4 с элементами 6 категории сложности в высокую воду (такая как была у нас).
Общая длина маршрута 182 км. Реку Кутсайоки можно условно разделить на три участка: так называемый "Карельский Башкаус", средний и нижний участки. Подъезд автотранспортом возможен к любому участку.
Кутсайоки (р.Красненькая) вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке около 10 м3/с, в половодье – до 15-17 куб м./с при впадении в р.Тумчу – 25 куб. м/с. Уклон до 10 м/км, в отдельно взятых каньонах – до 20 м/км. Пороги либо серьезные с мощными сливами и бочками, либо сильные шиверы, требующие активного маневра. В верхней части, после озера, река течет фактически в ущелье, как классическая кавказская речка. В силу этого верхнюю часть реки (Красненькая), от озера Юрхямяярви до озера Пюхяярви (сразу после порога "Горка") и называется "Карельский Башкаус". Заброску к месту старта можно осуществлять двумя способами:

  1. на легковом автомобиле или микроавтобусе до поселка Алакуртти. От туда пересаживаясь, на что-то помощнее (на грузовик или какой-нибудь уазик) непосредственно до "Чертового моста".
  2. сразу из Кандалакши на грузовике к месту старта, при этом все равно проезжая поселок Алакуртти.

Средний участок – от озера Пюхяярви до слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки. Слияние этих рек образовывают р.Тумча. Расход воды на этом участке 22-25 куб. м/с, в половодье – до 35 куб. м/с. Этот участок реки начинается несложными перекатами, после которых идут подряд три порога ("Сомнительный", "Муравей", "БСТ"), разделенных непродолжительными (до 1 км плесами), затем изюминка маршрута – два водопада – "Оба-На" и "Маманя", за ними еще в получасе порог "Тесный". Уклон этого участка порядка 5 м/км, основное падение приходится на водопады. Далее находятся несколько шивер, за ними продолжительный плес, на котором есть несколько отдельных порогов, из которых один достаточно сложен ("Ступенька"). После порога "Ступенька" река успокаивается. В конце участка находится порог "Водопадный" – один из самых сложных на маршруте, еще пара порогов, разделенных плесами, и Кутсайоки сливается с рекой Тунтсайоки, образуя реку Тумча. Обычно группы, идущие с реки Кутсайоки заходят на два нижних порога реки Тунтсайоки – "Котел" и "Яму".
Заброситься на этот участок можно не доехав до "Чертова моста" примерно 40 минут. В этом месте находится автомобильный брод через реку, справа по ходу движения видны остатки старого моста. Это место местные еще называют "Голубыми озерами".
Нижний участок – слияние рек Тунтсайоки и Кутсайоки – до порога "Шляпа". Расход воды – около 50 куб м/с, в половодье – до 70 куб. м/с. Уклон 2-3 м/км. Нижний участок состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Из порогов можно выделить "Карниз" – самый сложный на этом участке, и порог "Шляпа". После порога "Шляпа" начинается Иовское водохранилище (Тумчозеро). Есть группы, предпочитающие идти по нему своим ходом (в первую очередь из-за рыбалки), ряд групп выбрасываются через водохранилище на катере.
Конец маршрута в поселке Зареченск, откуда все уезжают в Кандалакшу.
Питание этих рек осадочное, пик половодья приходится на 18-28 мая (в зависимости от года), как правило, дальше вода только падает, однако, бывают и исключения.

 

Обеспечение безопасности похода

 

Одна из основных задач при подготовке и проведении похода – обеспечение безопасности. При подготовке к походу были выделены основные источники опасности и проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих успешное прохождение маршрута.

При подготовке и проведении похода были приняты следующие меры безопасности :

  1. При подготовке к походу :
    • было проведено два выезда на Южный Буг, порог "Интеграл", с. Мигеи. Главной целью выездов было, сплочение коллектива и непосредственно сработанность команды катамарана. Отдельно был совершен выезд, на котором отрабатывались действия группы при аварийных ситуациях – спасработы. Также было уделено внимание технике работы на катамаране и метание спасательного конца ("морковка"), как на воде так и на берегу;
    • были проведены семинары "вопрос-ответ" по теории водного туризма, и несколько теоретических семинаров по медицине.
  2. Обеспечение безопасности при сплаве :
    • к средствам, обеспечивающим безопасность сплава, относятся, прежде всего индивидуальное средство защиты – спасжилет и каска;
    • для непотопляемости весел были приделаны к веслам пластиковые бутылки емкостью 2 и 2.5 литра;
    • на катамаранах были чальные концы, на К4 – 4 шт. и на К2 – 2 шт., длина которых составляла по 13 метров каждый. Также на каждом катамаране находились спасконцы. На К4 – 2 шт. и на К2 – 1 шт.
  3. Для обеспечения безопасности во время сплава выполнялись следующие мероприятия:
    • все участники сплава и те, кто обеспечивал страховку и фото/видео съемку – находились в спасжилетах и касках;
    • все сложные участки маршрута проводились с предварительной разведкой и страховкой с берега;
    • некоторые участки проходили со взаимостраховкой;
    • особо сложные участки и участки, которые были непроходимы – были обнесены.

 

Техническое описание препятствий и их прохождение

 

Кутсайоки

Основными порогами-ориентирами являются: "Каньон Короткий", "Прыжок", "Щечки", "Кавказский", "Горка", "Сомнительный", "Тесный", "Водопадный", "Карниз", "Шляпа".
Также, помимо основных препятствий: пороги, шиверы и прижимы, на реке имеются два водопада "Оба-На" и "Маманя".
Сплав начали от моста "Чертов мост". Характер реки – спокойное течение до первого препятствия.

Препятствие N 1. Небольшой перекат, длина 15-20 метров. Виден с моста. Линя движения читается сходу. Сразу за перекатом озеро.
Прохождение группы: шли сходу по центру.

Препятствие N 2. "Каньон Короткий" 4 кс. (Фото 1. Схема 1.) На левом повороте озеро резко смыкается скальными левым и правым берегами. Осмотр по правому берегу. Длина порога 200-250 метров. Порог состоит из двух ступеней, между которыми шивера. Первая ступень состоит из трех сливов. Первый – слив с камней через всю ширину реки, в центре слива выступ плиты разделяющий весь слив на два чистых прохода – слева и права от плиты. Второй слив – сразу же после первого, здесь русло сжимается скальным выходом с правого берега, ширина русла 2,5м. Третий слив – ширина русла 3-3,5м., этот слив самый пологий, но его основная опасность – навал на скалу правого берега. Далее идет прямой участок шиверы 100-120м. На правом повороте начинается вторая ступень порога. Вторая ступень начинается водопадным сливом с плиты перегородившей все русло реки, под ПБ плита уходит в следствии чего слив выполаживается. Далее идут стоячие валы и небольшие полуобливные и обливные камни в русле. В конце ступени еще два слива. Первый слив в центре русла, после которого идет прижим к ПБ. Второй слив метров через 15, после чего идет спокойная вода. В начале и конце порога есть две небольшие стоянки.
Прохождение группы: линия движения была выдержана, если не учитывать киль К-4 в первой ступени на третьем сливе. К-4 навалило на скалу ПБ и кильнуло. Страховка сработала отлично – сразу за сливом был выловлен К-4, на котором уже сидели два члена экипажа. Екатерина С. Самостоятельно выбралась на противоположный берег. Зиновьев С. вылез на камень недалеко от берега, впоследствии выбрался на берег при помощи спас конца.

Препятствие N 3. Короткая шивера с островом в центре. Ориентир – справа перед мысом.
Прохождение группы: К-4 пошли по левому (более короткому рукаву). На волах пропороли баллон. Зачалились успешно. К-2 прошли по правому рукаву.

Препятствие N 4. Порог "Каменистый" 3 кс. (Фото 2. и фото 3.). Длина 450м. Ориентир – порог начинается на правом повороте. Осмотр проводили по правому берегу. Порог представляет из себя некую букву "z". Сначала идет длинная входная шивера, и затем сам порог – сначала идет правый, а потом сразу левый поворот. В русле множество камней как надводных так и подводных. Порог заканчивается сливом с гряды камней перегородивших все русло.
Прохождение группы: Все препятствие проходили ближе к центру, лавируя между множеством камней.

Дальше идет несколько простых шивер разграниченными между собой спокойной водой.

Препятствие N 5. Порог "Островной" 3 кс. (Фото 4.). Длина 50м. Ориентир – плавный правый поворот. На плавном правом повороте небольшая входная шивера, дальше перед глазами открывается небольшой, но высокий каменный остров (проще говоря – в центре русла лежит огромная каменная глыба, сверху которой уже растут небольшие деревца). Остров можно обходить как слева (прямо – относительно направления реки), так и справа – правый рукав уходит под 90 градусов от основной струи, огибает остров, и рукава соединяются. В левом рукаве мощный слив водопадного типа с острых камней. Правый рукав – чистый. Осмотр проводили по правому берегу. На пороге хорошо обустроенная стоянка.
Прохождение группы: Оба катамарана проходили по правому рукаву. К-2 прошел чисто, К-4 развернуло, и на выходе выходили кормой.

Дальше идет несколько шивер разграниченными между собой спокойной водой.

Препятствие N 6. Порог "Прыжок" 3 кс. (Фото 5.). Длина 20м. Ориентир – падение и шум воды. Мощный слив с камней и плит перегородивших все русло реки. Порог заканчивается короткой, несложной шиверой. Осмотр проводили по правому берегу. Сверху над порогом была обнаружена маленькая стоянка под одну палатку.
Прохождение группы: После долгих раздумий было решено обнести порог, из-за боязни порвать катамаран.

Препятствие N 7. Порог "Щечки" 3+ кс. Длина 200м. Порог начинается шиверой, которая постепенно зажимается скалами с берегов, апогея порога – косой слив с прижимом (и может быть подсосом) к скале ЛБ. Осмотр по правому берегу. Осмотр, а тем более обнос!!! Затруднен, так как тропа упирается в скалы. В конце порога через метров 20-30 есть неплохая стоянка.
Прохождение группы: Долго сидели, думали, курили. Я решил, что порог следует обнести. Обнос был невероятно трудный, так как тропа уходила высоко над порогом, причем тропа наверх и вниз была очень не удобная для спуска + еще и скользкая.

Препятствие N 8. Порог "Кавказский" 4 кс. (Фото 6 – 7. Схема 2.) Длина порога 300м. Ориентир – начинается почти сразу после п. "Щечки". Порог представляет собой длинную цепочку сливов, валов прижимов и бочек (в общем, почти весь ассортимент). Порог имеет трапециевидную форму – постепенно сужаясь к выходу. На выходе стоят символические ворота образованные полузалитым "чемоданом" слева и слегка точащими из воды несколькими зубьями – справа. Осмотр и страховку производили с ПБ.
Прохождение группы: Оба экипажа прошли чисто и без всяких ошибок, согласно намеченной линии движения. Проходили по центру.

Препятствие N 9. Порог "Горк"" 4+ кс. (Фото 8 – 10. Схема 3.). Длина 250м. Ориентир – сразу после п. "Кавказский". Порог представляет собой мощный слив с множества хаотично разбросанных камней в виде горки. (перепад высоты 3-4 метра). Чистый проход – косой слив под ПБ. В конце слива большая часть воды валит на ПБ. У левого края слива мощная бочка. Далее идут стоячие валы до 1м. и под ПБ еще один слив с бочкой. Далее выходная шивера со множеством надводных и подводных камней. В нашу воду эта шивера была похоже на лабиринт со множеством проходов, но выход чистый был только один – у ЛБ. Финишем можно считать слив у скалы ЛБ с бочкой. Осмотр и страховка по ПБ. В конце порога есть отличная большая стоянка.
Прохождение группы: К-4 прошел чисто и без всяких ошибок, согласно намеченной линии движения. Прыгая в основной слив горки, потом в слив с бочкой под правым берегом, после в шивере смещаясь в центр и постепенно уходя влево ближе к выходу. К-2 - линия движения такая же, но было сделано несколько ошибок, в следствии чего в шивере сели на камень, а на выходе из шиверы, в слив с бочкой зашли полулагом, где их поставило правым баллоном в бочку и держало там секунд 15-20.

Дальше идет несколько шивер разграниченными между собой спокойной водой.

Препятствие N 10. Порог "Сомнительный" 4 кс(в нашу воду хорошая 5 кс). (Схема 4.). Длина 100м. Ориентир – на выходе из правого поворота на левом берегу виден старый дорожный знак (если не ошибаюсь "кирпич" – точно не помню), ПБ – отвесная скала. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень – два слива водопадного типа. Первый слив около 1.5 – 2м. После слива катамаран сильно бросает вправо. В сливе бочка, которая притормаживает катамаран. Оба этих нюанса способствуют трудному попаданию во второй – основной слив – высота 2м, за ним мощный котел. За сливом резкий поворот вправо, слева большой улов, где можно выставить страховку и передохнуть. Между сливами 5-7м. Вторая ступень – пологий слив после, которого, стоячие валы до 1м. На повороте между ступенями идет сильный навал на зубья у правого берега. Осмотр и страховка по правому берегу. Чалится для осмотра непосредственно перед дорожным знаком. На пороге есть места под палатки, дров почти нет.
Прохождение группы: Оценив сложность порога – принял решение, что этот порог очень сложен для нашей группы и его необходимо обнести. Мои опасения подтвердила группа москвичей, решившая пройти его на своем большой К-4. После резкого броска вправо на первом сливе, во второй слив зашли с ошибкой, К-4 сильно притапило и выбило из упор, матроса и капитана левого баллона, одного из них сильно побило по камням. В общении с другими встречающимися группами стало известно об одном!!! чистом прохождении этого порога.

Препятствие N 11. Порог "Муравей" 4 кс. (Фото 11). Длина 60-80м. Ориентир – на левом повороте через 2-5 минут ходу от п."Сомнительный". Порог начинается островом в центре русла, который делит русло на два рукава. Правый рукав, даже в нашу воду чисто пройти нельзя – сядешь на камни. Левый – основной рукав. Порог начинается сливом с горки камней высотой около 1м. Далее валы до 1м. и на выходе, на плавном левом повороте, за счет скальных выступов ЛБ и ПБ образован небольшой пологий слив, прижим к ПБ. Осмотр по левому берегу. В конце порога хорошее место для обеда.
Прохождение группы: Основной слив проходили под левым берегом, потом резко смещаясь в центр прошли остаток порога, на выходе чуть сместились влево уходя от прижима к ПБ. Экипажи прошли без ошибок по заранее намечено траектории.

Препятствие N 12. Порог "БСТ" 3 кс. Длина порога 100м. Ориентир – сужение русла, шум воды, скальный бом у ПБ (место чалки). Порог начинается каменной грядой, которая тянется с ЛБ и перегородившая две трети русла. Сам порог забит множеством надводными и подводными камнями. Осмотр порога по ПБ. В начале и в конце порога есть стоянки, стоянка в конце порога более уютная.
Прохождение группы: Весь порог прошли строго под ПБ (хотя в других отчетах пишут заход слева). В нашу воду под правым берегом чистый проход несколько пологих мелких сливов шириной до 2.5метров. Вообще в эту воду порог представляет собой большой интерес для тренировки слаломной техники, так как вариантов прохождения порога очень много, но мы пошли по самому простому. При прохождении проблем не возникло, за исключением у К-4 при заходе – сели на камень, снявшись с камнями прошли без проблем.

Препятствие N 13. Водопад "Оба-На" 6 кс. (Фото 12). Длина порога 90м. Ориентир – сразу после п."БСТ". На правом повороте, на ЛБ висит дорожный знак проезд запрещен "кирпич". Водопад представляет собой водоскат по наклонной плите у ЛБ и маловодный водопад у ПБ. Перепад высоты 8-10м. В скале ЛБ есть два кармана-полки, в меньшую воду они сухие и там могут стоять люди, в нашу воду они залиты водой. Струя попадая в эти карманы отбивается назад вследствие чего получается вал высотой до 2м, который перекрывает всю линию движения водоската. В нашу воду проходить порог очень опасно, так как эти валы могут скинуть катамаран с плиты в правую часть русла. Внизу водопада мощный котел, который подсасывает катамараны в радиусе 15м. (проверено лично). Камни лежащие при заходе в порог залиты водой. Осмотр и обнос осуществляли по ЛБ. Также осматривали по ПБ – обнос здесь гораздо меньше и проще, но не безопасно, так как катамараны спускаются на воду на кромке того самого котла. Над водопадом на ЛБ есть стоянка с баней.
Прохождение группы: Обнос осуществляли по ЛБ.

Препятствие N 14. Водопад "Маманя". Непроходим. (Фото 13 и фото 14). Ориентир – неслышен и не виден с воды. Через метров 200 после водопада "Оба-На". Правый берег – скалы выходящие в воду. ЛБ – скалы, но есть небольшой мыс у самой кромки водопада. На этот мыс чалка. Водопад представляет собой три ступени. Первая – высота 5-6 метров, после глубокая бочка. Вторая ступень – высота около 10-12 метров. Вся мощь воды падая образовывает мощный котел, после которого вся струя поворачивает вправо образовывая третью ступень. Третья ступень – слив высотой 2-2.5 м. после слива небольшие валы. Осмотр и обнос водопада по ЛБ. При низкой воде водопад можно обойти понизу, спускаясь по мокрым и скользким камням проходя вдоль кромки воды у котла второго слива. В нашу воду вдоль кромки воды прохода не было. Все вещи и катамараны были спущены по натянутой переправе (был натянут трос). Люди обошли верхней тропой. Внизу водопада есть место для обеда с красивым обзором на водопад.

Минут 5 сплава по спокойной воде на ПБ есть поляна для стоянки, еще минуты через 2-3 поляна на ЛБ с баней.

Препятствие N 15. Порог "Тесный". 4 кс. (Фото 15 - 17. Схема 5). Длина 80м. Ориентир – сужение русла, ЛБ скалы, ПБ скальная плита выходит в воду. Чалится к ПБ. В русле по центру, один за другим, лежат два больших обломка скалы образовывающих два слива ширина которых 2м. В сливах идет навал на ПБ. Скальные плиты ПБ слегка наклонены, получается небольшой трамплин. Далее идут камни образовывающие символическую букву "П", ножки которой развернуты вверх по течению. Пройти эту "П" можно как слева так и справа, слева проход более узкий и спокойный, справа – слив с навалом на правый берег. После слива небольшая выходная шивера.
Прохождение группы: Линия движения была намечена – пройти первых два слива справа от камней, потом совершив маневр под ЛБ слиться вдоль "П" слева от нее. Первым пошел К-2 – намеченную линию движения выдержали, прошли чисто. К-4 – во втором сливе сильно набросило на ПБ, катамаран поставило на левый баллон и так протянуло метра 3-4. Киль удалось предотвратить. Но совершить маневр под ЛБ уже не представлялось возможным, поэтому пошли справа от "П".

После п."Тесный" идет множество шивер и порогов 1 и 2 кс различной сложности разграниченными между собой длинными плесовыми участками. На этом участке можно выделить три участка. Первый – несложная шивера длиной метров 60 далее она разделяется двумя небольшими островками (протока выбирается на усмотрение, мы шли в центральную). После слияния проток на прямом участке видны развалины старого моста (мост, скорее всего смыло при паводке). На ПБ стоит небольшое строение с табличкой из которой можно сделать вывод это мини магазинчик в котором можно запастись сигаретами пивом и хлебом, также есть баня. Цены на это удовольствие не знаю. На ЛБ стоит беседка и поляна для большого лагеря. Второе препятствие на этом участке, во всех лоциях именуемое шиверой, в нашу воду это порог 2 кс, длина которого порядка 1 км. Порог представляет из себя хаотические валы высотой до 0.5м и небольшие пологие сливы. Идти можно сходу. Третье препятствие – порог 2кс. Длина 25м. русло перегорожено каменными грядами. Сливы высотой до 0.5м. порог виден из далека. Можно идти без осмотра. Мы осматривали по ПБ. Примерно метров за 100-150 до порога на ЛБ есть отличная стоянка с построенной беседкой и туалетом, по всей видимости, эта поляна используется для коммерческих выездов.

Препятствие N 16. Порог "Ступенька". 4 кс. Длина 350м. Ориентир – порог виден с воды. С ПБ выходят большие каменные плиты. Порог начинается небольшой входной шиверой. Дальше русло сужается из-за выхода каменных плит, образовывая серию сливов до 2м. Далее следует длинная выходная шивера, в которой множество надводных и подводных камней. Осмотр проводила как по ЛБ так и по ПБ. Вдоль всего порога по Пб идет хорошо набитая тропа. В начале порога есть три стоянки, и одна большая со столом и полуразрушенной баней – в конце порога.
Прохождение группы: Порог прошли чисто по заранее намеченной линии движения.

После п."Ступенька" река становится шире, плесы увеличиваются. Среди плесов встречаются несложные шиверы и пороги 1-2кс. Весь этот участок можно идти сходу без предварительных просмотров.

Препятствие N 17. Порог "Малый Каньонный" 3 кс. (Фото 18.). Длина 90м. Ориентир – сужение русла. Скальные берега. Порог начинается небольшим сливом с камней, после слива идет серия валов высотой до 1м. В русле есть несколько надводных камней. После порога широкий разлив. Осмотр по ЛБ. В конце порога на ЛБ есть хорошая стоянка с баней.
Прохождение группы: Проходили по центру по заранее намеченной траектории. Прошли чисто.

От п."Малый Каньонный" до п."Водопадный" – вода спокойная. Расстояние между порогами на часа 2.5. На этом участке только одна маленькая шивера. Сразу перед п."Водопадный" есть один порог 2кс. Ориентир – хорошо виден с воды после левого поворота. Порог состоит из двух ступеней. В начале второй ступени небольшой островок. Линия движения читается с воды. В начале порога на ЛБ есть хорошая стоянка. Примерно через 200-250м. п."Водопадный".

Препятствие N 18. Порог "Водопадный" 5+ кс. Длина 400м. Ориентир – правый поворот, у ПБ выходит каменная плита, ЛБ – скала. Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень – самая сложная – выглядит в виде буквы "S", горка высотой около 5м. тут много камней и мелких сливов, заканчивается этот один большой слив большой бочкой, после которой идет огромный вал высотой 2-2.5м, за которым мощная бочка. Далее идет небольшой участок спокойной воды. Первая ступень очень похожа на водопад "Оба-На". Вторая ступень – начинается на правом повороте. Слив водопадного типа с каменной гряды перегородившей все русло. Высота слива 2м. Вариантов прохождения несколько. Третья ступень – такая же как и вторая, только высота слива здесь чуть больше 2.5-3м. после третьей ступени идет быстроток, который постепенно успокаивается. Осмотр можно проводить как по правому, так и по левому берегу, но удобнее по ПБ. На ПБ хорошо набитая тропа. На протяжении всего порога есть несколько больших полян (3-4 шт.), на некоторых из них есть бани.
Прохождение группы: Оценив сложность порога было принято решение обнести все его ступени.

После п."Водопадный" идут длинные плесы, и что бы группа совсем не расслаблялась, встречается одна шивера, и один порог 2 кс – виден с воды, линия движения читается с наплыва. Немного не доходя до слияния р.Тунтсайоки и р.Кутсайоки есть несложный, но интересный порог "Три протоки".

Препятствие N 19. Порог "Три протоки" 3 кс. Длина 100м. Ориентир – плавный правый поворот, виден с воды. В пороге есть два небольших островка, которые делят русло на три протоки. В протоках косые валы, бочки и много надводных камней. Просмотр возможен как с ЛБ так и с ПБ. Мы осматривали с обоих берегов.
Прохождение группы: Шли центральной протокой, прыгая в центральный косой слив с бочкой, за ней резко ушли вправо, и через сливы у ПБ вышли в небольшую выходную шиверу. Прошли чисто, без ошибок.

Далее идет один большой плес до слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки, которые образовывают р.Тумча. На слиянии на ЛБ есть хорошая стоянка. На р.Тумча долина заметно расширяется, встречаются острова. Плес продолжается аж до несложного п."Ночной" 2 кс. Порог виден с воды, линия движения читается с наплыва. Через 200м после порога изюминка р.Тумча п."Карниз".

Препятствие N 20. Порог "Карниз" 4-5 кс. Длина 250м. Ориентир – виден с воды, в центре русла огромный каменный остров-плита. Каменный остров-плита делит русло на две протоки. Левая – узкая. В левой протоки косой слив от ЛБ к центру, шириной метра 2.5-3, высота 1.5м. Заход затрудняет плита у ЛБ. После слива мощная бочка и быстроток. Правая – широкая. Вариантов прохождения по нашей воде несколько. Слив в правой протоке заканчивается большой мощной бочкой, на мой взгляд, способной перевернуть большой катамаран. После соединения двух проток идет выходная шивера с валами до 0.5м. Шивера заканчивается небольшим сливом с бочкой образованными скальными выходами с обоих берегов. Осмотр можно проводить кА по правому так и по левому берегу. На ПБ есть две маленькие стоянки – одна в начале порога другая в конце. На ЛБ есть одна очень большая стоянка, на ней может разместиться сразу несколько групп. В самом конце порога на ЛБ, на мысе, есть хорошая поляна, на которой стояли мы.
Прохождение группы: Осмотр производили по обоим берегам. Оба экипажа шли по левой протоке, затем уходили в цент по шивере. Прошли чисто, без ошибок, по заранее намеченной линии движения.

После п."Карниз" начинается продолжительный плес часа на 1.5-2. Плесовый участок заканчивается последними порогами на маршруте идущими один за другим.

Препятствие N 21. Порог "Каньонный" 2 кс. Длина 200м. Ориентир – метров за 300 до порога большой остров, поросший лесом. Сам порог виден с воды, ЛБ и ПБ – отвесные скалы. Порог представляет собой – подводные и надводные камни в центре русла, небольшие валы. Линия движения читается сходу.
Прохождение группы: Шли сходу, не осматривая. Весь порог прошли по центру.

Препятствие N 22. Порог "Змея" 3 кс. Длина 200м. Ориентир – примерно через 50-70 метров, после предыдущего препятствия. Порог начинается на плавном, левом повороте. Сначала идет входная шивера, затем русло разбивается на протоки двумя островками, на протяжении всего порога камни и валы. Острова находятся на извилине русла, в протоках меж островами – прижимы. По ПБ есть тропа для осмотра.
Прохождение группы: Осмотрели порог по ПБ. Входную шиверу шли по центру, дальше шли по центральной протоке меж двух островов уходя от прижимов. Прошли чисто.

Препятствие N 23. Порог "Шляпа" 3 кс. Длина 100м. Ориентир – через 3 минуты сплава после п."Змея". Порог находится на левом повороте. Порог выглядит в виде буквы "S". В центре русла лежит большая каменная плита. Порог начинается неровным сливом высотой около 1м. За сливом поворот влево примерно на градусов 90, но вся вода прижимает к скальному острову. После поворота влево, огибая остров весь поток резко разворачивает вправо, примерно на 180 градусов, на этом, правом повороте, небольшие валы. Порог заканчивается небольшим сливом по центру. Порог осмотреть можно по ЛБ. Здесь есть две хорошие стоянки.
Прохождение группы: Осмотр проводили по ЛБ. К-4 прошел чисто, по заранее намечено линии движения. К-2 соблюдал намеченную линию движения, но в конце ошибся и на выходе налетел на полуобливной камень, стукнувшись в него носом, красиво отпружинили и слились в слив.

На этом препятствия на маршруте заканчиваются. Отсюда начинается Иовское водохранилище.

 

Временные данные похода

 

День 1 (15.07.2008)

14:30 – Прибыли на место старта. Вот он – "Чертов мост". Первая мысль: "Как же здесь много комаров.". Выгрузились из машины, начали осматривать места. Есть два-три места под лагерь, самая большая и красивая поляна уже была занята группой из Самары. Встали на небольшой поляне. Началась распаковка рюкзаков и установка палаток.
17:00 – К этому времени был готов обед. Первый прием пищи в походе, и с комарами )) Дров в окрестности почти нет. За дровами нужно ходить очень далеко.
18:00 – Начали собирать катамараны. Я и Саша пошли в лес, за заготовкой продолен для К-2. Найти подходящие деревья проблематично.
23:00 – Ужин. Время позднее, но на улице еще достаточно светло. Очень не привычно наблюдать в такое время за закатом.
23:35 – Попытки продолжить сбор катамаранов. Через минут 15-20 стало ясно, что лучше это дело отложить на завтра.
00:15 – Отбой.

День 2 (16.07.2008)

09:30 – Подъем!! Прозвучал будильник. Из палаток вылезали долго и неохотно.
11:00 – Благо со вчера остались дрова, на которых и был приготовлен завтрак.
12:00 – Последние штрихи по сборке катамаранов.
13:30 – Катамараны спущены на воду. Обвязка вещей. Уборка мусора с поляны.
14:10 – Тренировочные гребки возле берега на загруженных катах, так сказать разминка на воде.
14:20 – Выход. Вперед ребята!!! Вдалеке виден первый перекат, что придает улыбку на лице.
14:25 – Препятствие 1. Препятствие очень простое, а эмоций масса
15:00 – Порог "Каньон короткий". Осмотр порога по ПБ. На пороге встретили группу из Самары, которая стартовала ран утром. Они нам рассказали что у них кильнулся один катамаран. Рассказав нам где и как они шли – отправились дальше. Тщательно осмотрев порог поставили страховку и начали готовиться к прохождению. К-4 кильнулся. Спас работы прошли на твердую 5.
17:30 – Решено остаться на этом пороге на ночь. Остановились на поляне в конце порога.
20:30 – Ужин. Каждый делится впечатлениями от киля. Для всех участников группы (кроме меня – руководителя) это был первый не тренировочный киль катамарана.
22:00 – Пекли лепешки, которые шли у нас место хлеба.
00:00 – Отбой.

День 3 (17.07.2008)

09:00 – Общий подъем, сбор лагеря.
10:00 – Завтрак.
10:30 – Еще раз осмотр порога. Разбор каждого участка порога. Устная работа над ошибками
11:30 – Выход на воду. Идем по озеру, ветер боковой.
13:00 – При проходе небольшого порожка, налетели на камень. Последствия – К-4 вспорол шкуру, и как в последствии оказалось, небольшой прорез баллона.
13:00-15:00 – За два часа зашили разрыв шкуры. Шкуру распороли почти по все длине. Когда зашили шкуру. Оказалось, что баллон тоже пробит, чего не заметили при первом осмотре катамарана. Пока экипаж К-4 шился, экипаж К-2 ходил в разведку.
15:30 – Обед. К обеду подоспела разведка. Разведка, говорит что впереди порог с большим обилием камней. Решено стать на ночевку для детального ремонта катамарана. Перечалились на ЛБ, так как на правом места под стоянку нет.
18:00 – Постановка лагеря. Ремонт катамарана. Моросит дождь усугубляя ремонт.
22:30 – Ужин. Так как на улице светло – ремонт решили продолжить до победного конца. Дождь все еще моросит, создавая проблемы. Сушим шкуру и баллон уголешками.
00:00 – Наступил День Рождения Рудецкого Вадика. Отметили по чуть-чуть и продолжили ремонт.
03:30 – Отбой. Катамаран готов к спуску на воду.

День 4 (18.07.2008)

11:00 – Подъем. Поздний отбой дает свое – все очень уставшие и не выспанные.
12:30 – Завтрак. После завтрака Обвязка катамарана и спуск его на воду.
15:00 – Выход. Баллон держит воздух – ремонт прошел успешно.
15:30 – Осмотр и прохождение порога "Каменистый". Осмотр и страховка с ПБ.
18:00 – Осмотр и проход порога "Островной". Проходили в 2 этапа с обносом вещей. Осмотр и страховка с ПБ. На пороге есть хорошо обустроенная стоянка.
21:00 – Подошли к порогу "Прыжок". В силу недавнего повреждения катамарана и в силу того что я не увидел абсолютно чистого прохода – решено порог обнести. После обноса порога, решено стать на нем на ночевку.
21:30 – Разбили лагерь прямо на пороге. Пока ставили лагерь я и Юра пошли в разведку. Просмотрели "Щечки" и частично "Кавказский". Опять встретили группу из Самары. По их рассказам на "Прыжке" пропороли два катамарана. Также поведали нам информацию о группе которую они тут встретили – они тоже порвались на "Прыжке". Значит обнос сделали не зря.
00:15 – Ужин. Вечерние посиделки с гитарой и продолжаем отмечать ДР Вадика.
02:00 – Отбой. Завтра рано вставать.

День 5 (19.07.2008)

10:30 – Подъем. Рано встать не получилось.
11:00 – Завтрак.
12:30 – Выход. Проплыли не много. Встали на осмотр порога "Щечки". Осмотр занял около полутора часа. Порог очень красивый. Долго сидели смотрели на него. Незнаю что, но у меня были сомнения в его прохождении, хотя почти вся группа говорила что надо идти. Своим окончательным словом сказал "обносим".
16:00 – Обнос закончили. Выдался очень тяжелым, так как тропа для обноса катамаранов поднимается очень высоко над порогом.
16:30 – Обед. Пол часа отдыха после тяжелого обноса.
17:30 – Осмотр порога "Кавказский" и "Горка".
18:45 – Из-за усталости участников группы решено отложить прохождение порогов до завтра. Обнесли только вещи на поляну за порогами, где и встали на ночевку.
21:00 – Ужин.
22:20 – Отбой. Сегодняшнее хождение по берегу очень уморило, все очень хотели спать.

День 6 (20.07.2008)

10:00 – Подъем. Все проснулись в боевом духе, группа готов к сплаву.
10:20 – Набираемся сил – завтракаем.
11:00 – Пошли на осмотр порогов "Кавказский" и "Горка".
12:30 – Выставлена страховка. Экипаж К-4 пошел готовиться к сплаву.
13:00 – Начало прохождения порога "Кавказский".
16:00 – Пороги "Кавказский" и "Горка" пройдены.
16:10 – Обед. Мальчики решили искупаться нагишом.
18:00 – Вышли на воду. Прошли две шиверы, зачалились возле порога "Сомнительный". Красивый и очень мощный порог.
20:00 – Тщательный осмотр порога. После осмотра есть сомнения о прохождении порога. Внутренний голос говорит, что не стоит его идти. Принято решения завтра утром на свежую голову еще раз подумать о прохождении порога.
21:10 – Поставили лагерь. Ужин решили не делать. Сделали только чай.
22:00 – Отбой.

День 7 (21.07.2008)

10:00 – Подъем.
11:00 – Завтрак.
11:40 – К порогу прибыла группа из Москвы. Москвичи решили идти одной четверкой. При заходе во второй слив, смыло матроса и капитана с левого баллона. Катамаран зачалили, но одного члена экипажа сильно побило по камням. После увиденного, группа согласилась с моим опасением о прохождении.
12:15 – Сбор лагеря и обнос катамаранов
14:00 – Вышли на воду.
14:10 – Подошли к порогу "Муравей". Долго осматривали. Опять догнали москвичи. Мы пропустили их вперед. Посмотрели их прохождение, и пошли сами.
16:00 – Проходим порог "Муравей" разгруженные.
17:00 – Обнос вещей
17:30 – Выход на воду.
17:40 – На чалке перед порогом "БСТ" порвали К-4. Очень обидно – порваться на ровном месте. Решено делать ночевку. Клеим катамаран.
20:00 – Ужин.
21:00 – Отбой. Завтра рано вставать
21:05 – Пришли знакомиться все те же москвичи (без пол-литра не обошлось).
00:20 – Отбой ¹2.

День 8 (22.07.2008)

06:20 – Подъем. На сегодня большие планы – обнести оба водопада и подойти под порог "Тесный". Подъем выдался очень тяжелым.
07:00 – Завтрак.
07:45 – Осмотр водопада "Оба-На" по ПБ
10:00 – Выход. Проход порога "БСТ".
11:30 – Подошли к водопаду "Оба-На". Осмотр и обнос водопада по ЛБ.
13:00 – Осмотр закончен, переправляемся на противоположный берег для фотосесии.
13:30 – Подошли к водопаду "Маманя". Осмотр и обнос водопада "Маманя" по ЛБ. Над водопадом был натянут трос, по которому можно переправить все свои вещи. Из основной веревки d10 и трех морковок была сделана вытяжная и страховочная система, на случай зависания груза посреди переправы или его обрыва. Внизу на переправе стояли Юра и Вадик и принимали вещи. Во время транспортировки груза подошли уже хорошо знакомые москвичи. После спуска всех вещей начинаю снимать с переправы вытяжную и страховочную веревку. В это время оказывается, что у дружественной группы, кроме двух морковок (спас конца) нет больше ничего – ни основной веревки, ни карабинов. Турист – туристу друг. Оставляю им всю навязанную систему и собираюсь спускаться вниз на обед. Перед уходом задаю контрольный вопрос: "Как пользоваться знаете? Развязать все узлы и снять все веревки, так чтобы они не улетели в водопад - сможете ?", на вопрос получил неуверенное "Наверное.". В ходе непродолжительного объяснения, что к чему, выясняется, что почти вся группа вообще не представляет себе, что такое переправа. Объяснив, что куда вщелкивать и что где потом развязывать, спустился вниз на обед.
16:40 – Обед. К концу обеда, группа москвичей закончила свою переправу. За помощь в переправе угостили нас российским шоколадом – очень вкусный.
18:00 – Подошли к порогу "Тесный". Здесь стоит три группы: наша знакомая Самара, Екатеринбург, и еще кто-то. Осматриваем порог. Решено поставить лагерь и проходить его завтра с утра.
19:20 – Постановка лагеря.
22:00 – Ужин. За время пребывания на поляне в конце порога находим хорошую баню, и узнаем что все группы завтра уходят(до этого они стояли тут на дневке). В связи с этим решено сделать дневку.
22:30 – Отбой.

День 9 (23.07.2008)

12:00 – Подъем (по желанию). Каждый просыпается в сколько хочет
13:00 – Завтрак. После завтрака у каждого было свободное время. Кто-то играл в карты, кто-то ловил рыбу, кто-то спал.
18:00 – Что-то среднее между обедом и ужином. Параллельно начали топить баню.
22:10 – Баня готова, можно париться.
00:30 – Отлично попарились и пошли спать.

День 10 (24.07.2008)

08:40 – Подъем.
10:00 – Завтрак.
13:00 – Прохождение порога "Тесный". Сначала катамаран 2-ка, потом 4-ка.
15:00 – Проходили сходу порог 2 к.с. протяженностью 2 км, хотя реально, в нашу воду, протяженность была намного меньше.
18:00 – Обед.
19:00 – Прохождение порога 2 к.с.
19:30 – Подошли к порогу "Ступенька". Полчаса осматривали, после чего было решено сделать ночевку на пороге.
22:00 – Ужин.
23:00 – Отбой.

День 11 (25.07.2008)

Ночью было очень холодно и утром тоже. Дежурные встали около 7 часов утра.
08:20 – Завтрак. После завтрака стало понятно, что в такой холод лезть в воду никто не хочет.
09:30 – Решено сделать небольшой привал (поваляться еще в палатке).
10:30 – Второй подъем.
13:30 – Прошли порог "Ступенька". Полтора часа плыли по плесу.
15:00 – Осмотр и прохождение порога "Малый каньонный".
18:00 – Подошли к порогу "Водопадный". Осмотр. Выбор поляны для ночевки.
21:00 – Ужин.
22:00 – Отбой.

День 12 (26.07.2008)

08:00 – Подъем.
08:40 – Завтрак.
11:00 – Повторный осмотр порога "Водопадный". Обнос всего порога.
13:15 – Выход на воду.
14:15 – Прохождение порога 2 к.с.
15:30 – Вышли на слияние двух рек: Кутсайоки и Тунтсайокики. Вот она – Тумча. Обед.
16:30 – Выход после обеда. Пошли вверх по реке Тунтсайокики, к порогу "Котел".
16:50 – Подошли к порогу "Котел". На пороге было очень много коммерческих групп, плюс подошли еще туристские группы. Постояли, посмотрели на порог и решили возвращаться назад. На это решение повлияло несколько факторов, таких как – большое скопление людей – нужно ждать свою очередь; непривлекательность порога; нежелание разгружать катамараны для обноса порога.
17:30 – Вернулись на Тумчу.
18:00 – Прохождение порога 2 к.с. "Три протоки".
18:45 – Подошли к порогу "Карниз". Осмотр порога как с левого так и с правого берега. Выбор поляны для ночевки. Порог проходили по частям :

  1. Самый мощный слив проходили разгруженными.
  2. Оставшуюся часть – груженными.
20:00 – Встали на ночевку за порогом.
22:30 – Ужин.
23:30 – Отбой.

День 13 (27.07.2008)

07:30 – Подъем дежурных.
09:30 – Завтрак. Подъем всех.
12:30 – Выход.
13:30 – Прохождение без осмотра порога "Каньонный" 2 к.с.
13:50 – Осмотр и прохождение порога 3 к.с. "Змея".
14:20 – Подошли к порогу "Шляпа". Осмотр (30 мин). Решено идти не разгружаясь.
15:00 – Пришли на последнюю стоянку. Начали разбирать катамараны. Пришли к "Шляпе", там была группа 35 человек. Они сообщили, что через час за ними приедет катер. Час на то чтобы разобрать катамараны, высушить и запаковать их и все вещи по рюкзакам. ТАК БЫСТРО ИЗ НАС ЕЩЕ НИКТО НЕ СОБИРАЛСЯ.
Стоимость катера 750 рублей с человека. Мы договорились, что б нас забрали за 500 рублей с человека.
15:30 – Катер, с нами на борту, отплыл.
18:45 – Прибытие в Зареченск.
Договорились за машины до Кандалакши (4000 рублей для группы из 6 человек).
22:00 – Приехали в Кандалакшу. Купили билеты на Москву. Поезд через сутки !!!

 

Метеорологические данные на маршруте

 

Дни t воздуха t воды Осадки Уровень воды
15.07.08 Утро с 8.00 - 11.00
День с 14.00 - 15.00 23 14 облачно
Вечер с 19.00 - 22.00 15 14 перемен облач с дождем
16.07.08 Утро 17 15 ясно
День перемен облач с дождем
Вечер 17 14 дождь прежний
17.07.08 Утро 18 14 ясно поднялся 1-2 см
День перемен облач с дождем
Вечер 14 14 дождь поднялся 1-2 см;
18.07.08 Утро 13 13 ясно прежний
День облачно
Вечер 14 13 ясно прежний
19.07.08 Утро ясно
День облачно
Вечер перемен облачность
20.07.08 Утро солнце прежний
День облачно
Вечер перемен облач с дождем прежний
21.07.08 Утро дождь поднялся 2-3 см
День дождь
Вечер перемен облач с дождем поднялся 1-2 см
22.07.08 Утро ясно прежний
День перемен облач с дождем
Вечер перемен облач с дождем прежний
23.07.08 Утро перемен облач с дождем прежний
День дождь
Вечер переменная облачность поднялся 2-3 см
24.07.08 Утро переменная облачность прежний
День переменная облачность
Вечер перемен облач с дождем прежний
25.07.08 Утро ясно упал 2-3 см
День перемен облач с дождем
Вечер переменная облачность прежний
26.07.08 Утро переменная облачность прежний
День перемен облач с дождем
Вечер переменная облачность упал 2-3 см
27.07.08 Утро ясно упал 2-3 см
День солнце
Вечер ясно

Уровень воды измерялся следующим образом – "вечерний уровень" при остановке группы на ночевку сразу же ставилась вешка. Показания по вешке снимались непосредственно перед отбоем (т.е проходило 3-5 часов). "Утренний уровень" – по той же самой вешке, учитывая "вечерний уровен"", уровень измерялся непосредственно перед выходом группы на воду. Температура воды и воздуха дана на четыре дня, так как вечером четвертого дня градусник был сломан.

 

Условные обозначения

 

Берег
Скальный берег
Надводный камень
Обливной камень
Полуобливной камень
Острый полуобливной камень ("зуб")
Пенный котел, бочка после слива
Пологий слив
Водопадный слив
Стоячие валы
Прижим
Прижим с отбойным валом
Улов
Линия движения

 

Схемы порогов

 

 

Фотоматериалы

 


фото 1


фото 2


фото 3


фото 4


фото 5


фото 6


фото 7


фото 8


фото 9


фото 10


фото 11


фото 12


фото 13


фото 14


фото 15


фото 16


фото 17


фото 18


фото 19


фото 20

 

Материальное обеспечение похода

 

Катамараны К4 и К2 и их оборудование:
1. Катамаран К4 с чальным концом 1 шт 48 кг
2. Катамаран К2 с чальным концом 1 шт 35 кг
3. Весла 8 шт 15 кг
   
     Всего 98 кг
 
Спасательное и страховочное снаряжение:
1. Спасжилеты 6 шт 8 кг
2. Каcки 6 шт 3 кг
3. Обвязки 4 шт 2 кг
   
     Всего 13 кг
 
Ремонтный набор:
1. Материал ПВХ на заплатки 2 м.кв.  
2. Материал "серебрянка" на заплатки 1 м.кв.  
3. Клей резиновый 1 л.  
4. Клей для ПВХ 1 л.  
5. Наждачная бумага 0,2 м.кв.  
6. Отвертка крестовая 1 шт.  
7. Отвертка обычная 1 шт.  
8. Ключ на 8 1 шт.  
9. Пассатижи 1 шт.  
10. Полотно по металлу 3 шт.  
11. Винты и гайки (различные) 20 шт.  
12. Гвозди (различные) 10 шт.  
13. Нитки простые 1 кат.  
14. Нитки капроновые 2 кат.  
15. Иголки (различные) 5 шт.  
16. Ножницы 1 шт.  
17. Проволока медная 3 м.  
18. Проволока стальная 2 м.  
19. Скотч 1 кат.  
20. Бензин 1 л.  
21. Веревочки (различные) много  
22. Резина на обвязку 2 кг  
   
     Всего 8 кг
 
Снаряжение для ночевок:
1. Палатка "Hannah" 1 шт 4.5 кг
2. Палатка "Pinguin" 1 шт 4.5 кг
3. Спальники одноместные 6 шт 9 кг
   
     Всего 18 кг
 
Снаряжение для ночевок:
1. Тросик 1 шт  
2. Каны 2 шт 1.2 кг
3. Топор 1 шт 2 кг
4. Пила ножовка 1 шт 0.8 кг
5. Половник 1 шт 0.2 кг
6. Посуда личная 4 к-та 1.2 кг
7. Рукавицы брезентовые (костровые) 1 пара 0.1 кг
8. Спички 10 уп 0.1 кг
   
     Всего 4.6 кг
 
Штурмовое снаряжение:
1. Карты, схемы 2 к-та  
2. Компас 1 шт  
3. Тетрадка 1 шт  
4. Часы 1 шт  
5. Ручки 2 шт  
   
     Всего 1 кг
 
Фотопринадлежности:
1. Фотоаппараты 2 шт 0.6 кг
2. Камера 1 шт 1 кг
   
     Всего 1.6 кг
 
Личные вещи (на одного человека):
1. Носки простые 3 пары  
2. Носки шерстяные 2 пары  
3. Ботинки 1 пара  
4. Кеды 1 пара  
5. Болоньевые штаны 1 пара  
6. Болоньевая куртка 1 шт  
7. Спортивные штаны х/б 1 пара  
8. Шерстяной костюм (штаны, свитер) 1 пара  
9. Бельё по желанию  
10. Тельняшка (гольф) 1 шт  
11. Шапка 1 шт  
12. Куртка теплая 1 шт  
13. Туалетные принадлежности по желанию  
14. Непромокаемый вкладыш в рюкзак 1 шт  
15. Рюкзак 1 шт  
   
     Всего 10 кг
 
Аптечка:
   
     Всего 5 кг
 
Прочее снаряжение:
   
     Не более 5 кг
 
Раскладка::
   
     Всего 63.5 кг
 

Общий вес рюкзаков составил – 228 кг.
Средний вес женского рюкзака – 28 кг.
Средний вес мужского рюкзака – 43 кг.

 

Продукты

 

Калькуляция продуктов велась из расчета питания 6 человек в течении 13 суток, из них 1  сутки – запасные. Рацион планировалось поправлять на маршруте рыбой.

Общая таблица по раскладке

Наименование Вес/1чел. Вес/группа К-во приемов Р за ед. Общая Р
Макароны 490 2940 зав.-4/ужин.-3 4 грн/кг 12
Гречка 450 2700 зав.-4/ужин.-3 6 грн/кг 16
Рис 330 1980 зав.-3/ужин-2 10 грн/кг 20
Пюре 165 1000 2 22 грн/кг 22
Арнаутка 360 2160 зав.-3/ужин-3 3 грн/кг 6
Соя 280 1680 14 35 грн/кг 60
 Мясо (суш/свеж) 90/400 540/2390 зав.-3/зажарка 45 грн/кг 108
Картошка (суш/свеж) 280/840 1680/5040 14 3.5 грн 18
Буряк (суш/свеж) 60/180 360/1080 3 6 грн/кг 6
Капуста (суш/свеж) 60/180 360/1080 3 6 грн/кг 6
Сало 200/333 1200/2000 4 22гр/10гр 45
Сыр твердый 287 1720 зав.-4/обед-3 45 грн/кг 78
Сыр колбасный 200 1200 4 25 грн/кг 30
Сыр плавленый 100 600 1 30 грн/кг 18
Сулугуни 150 900 3 38 грн/кг 37
Колбаса 340 2040 зав.-3/обед-5 45 грн/кг 90
Рыб консервы 250 1500 3 5 грн/банка 30
Сгущенка 290 1750 5 6 грн/банка 30
Морковка 67 400   10 грн/кг 4
Лук 137 820 7 6 грн/кг 6
Печенье 750 4500 16 12 54
Какао 240 1440 12 30 грн/кг 45
Сухое молоко 240 1440 12 20 грн/кг 30
Сахар 1500 9000 43 4 грн/кг 36
Хлеб (суш./св.) 3,5 кг 1000 11 3.7 грн 26
Чай 170 1020 34 20 грн/кг 20
Топленое масло 166 1000 13 20 20
Горох. Брикеты 350 2100 3 3 18
Заправка в борщ 125 750 3 5 грн 15
Курага 30 180 1 25 грн 5
Изюм 60 360 2 18 грн/кг 7
Конфеты 120 720 12 15/кг 15
Зажарка (только д.учета веса) 350 2100 зав.7/ужин.14    
Чеснок 35 210 7 9 грн/кг 3
Соль 250 1500   1/кг 2
Приправы 41 250   5 грн/250г 5
Бульонные кубики 75 450 13 45 18
Суш. зелень 15 90 14 1.20 грн 16
каркадэ 15 90 гр   7 грн 5
кофе 16 100 гр   15 грн 15
Мука   5000   3 15
Яичный порошок   500   20 10
Подс.масло   2000   10 20

Итого: всего в поход было взято продуктов
общим весом 63300 г
весом на человека 10500 г
весом в день на человека 750 г
весом на группу в день 4500 г
общей стоимостью 1042 грн
стоимостью на человека 174 грн
стоимостью в день на человека 12.45 грн
стоимостью в день на группу 75 грн

Таблица по раскладке на каждый день

День Завтрак На 1 чел На 6 чел Обед На 1 чел На 6 чел Ужин На 1 чел На 6 чел
1 Макароны 100 600 Колбаса 50 300 Гречка 30 180
  Сыр 30 180 Сыр 50 300 Суш. Карт 20 120
  Сахар 35 210 какао/сл 20/20 120/120 соя 20 120
  Чай 5 30 Сахар 35 210 зажарка   100
  Масло   110 лук     печенье 40 240
  корж   1.5 шт.       чай 5 30
              сахар 35 210
              Б.кубик   3
                   
                   
2 Рис 90 540 сало 40 240 Макароны 30 180
  Сгущенка   1 б Сыр колб 50 300 соя 20 120
  Сахар 35 210 какао/сл 20/20 120/120 Суш карт 20 120
  Изюм 30 180 Сахар 35 210 Зажарка   100
  масло   110 чеснок   печенье 40 240
  Чай 5 30 Корж   1 Чай 5 30
  корж   1.5 шт.       Сахар 35 210
              Корж   1.5к
              Б.кубик   3
                   
3 Гречка 90 540 Рыб.конс   Рис 30 180
  колбаса 30 180 Сулугуни 50 300 суш. картошка 20 120
  Зажарка   100 Корж   1 соя 20 120
  Чай 5 30 какао/сл 20/20 120/120 Корж   1.5к
  Сахар 35 210 Сахар 35 210 Зажарка   100
  корж   1.5 шт. лук     чай 5 30
              сахар 35 210
              печенье 40 240
              Б.кубик   3
                   
4 Арнаутка 90 540 Колбаса 50 300 Запр. "Борщ"   1
  Зажарка   100 Сыр колб. 50 300 суш. картошка 20 120
  Мясо 30 180 Корж   1 суш. Капуста 20 120
  Чай 5 30 какао/сл 20/20 120/120 суш. Буряк 20 120
  Сахар 35 210 Сахар 35 210 соя 20 120
  корж   1.5 шт. чеснок     арнаутка 30 180
              зажарка   100
              печенье 40 240
              чай 5 30
              сахар/ 35 210
              Корж   1.5к
              Б.кубик   3
                   
5 пюре 90 540 рыб.конс.   2 брикет горох.   2 шт
  масло   100 плавл.сыр 1 шт 6 шт соя 20 120
  рыб.конс   Корж   1 суш.картошка 20 120
  чай 5 30 какао/сл 20/20 120/120 зажарка   100
  сахар 35 240 сахар 35 210 печенье 40 240
  Печенье 40 210 Лук     чай 5 30
  сгущенка         сахар 35 210
  корж   1.5 шт.       Корж   1.5к
              Б.кубик   3
                   

Из таблицы видно что раскладка по дням была циклична, т.е меню на день, повторялось в походе 2-3 раза.

 

Список аптечки

 

1. Обезболивающие:
цитрамон 6 табл.
анальгин 10 табл.
темпалгин 6 табл.
2. Желудочно-кишечные:
имодиум 4 табл.
фестал 10 табл.
активированный уголь 40 табл.
сенадексин 10 табл.
фталазол 20 табл.
но-шпа 10 табл.
3. Сердечные:
валидол 10 табл.
нитроглицерин 10 табл.
кофеин 4 табл.
4. Жаропонижающие:
парацетамол 10 табл.
аспирин 10 табл.
упсарин упса 10 табл.
5. Антибиотики:
амоксицил 10 табл. 10 табл.
бисептол 10 табл.
эритромицин 10 табл.
левомицитин 10 табл.
цифрофлоксацин 5 табл.
цефангин 4 табл.
6. Простудные:
септефрил 30 табл.
пектусин 10 табл.
мукалтин 15 табл.
бромгексин 10 табл.
фервекс 5 пак.
7. Антисептики:
гидроперит 10 табл.
фурацилин 10 табл.
перманганат калия 20 табл.
стрептоцид 20 табл.
йод 1 бут.
зеленка 1 бут.
спирт 1 бут.
8. Противоаллергическое:
супрастин 10 табл.
диазолин 10 табл.
димедрол 5 табл.
9. Противоожоговое:
пантенол 1 спрей
10. Мочегонное:
лазикс 5 табл.
11. Мази:
Вишневского 1 шт.
спасатель 1 шт.
Боро + 1 шт.
троксевазин 1 шт.
герпевир 1 шт.
гепариновая 1 шт.
фастумгель 1 шт.
звездочка 1 шт.
апизартрон 1 шт.
финалгон 1 шт.
12. Капли:
пиносол 1 бут.
нафтизин 1 бут.
сульфацил натрия 1 бут.
борная кислота 1 бут.
зубные капли 1 бут.
альбуцид 1 бут.
13. Инъекции:
преднизалон 6 амп.
дексаметазон 5 амп.
адреналин 2 амп.
новокаин 2 амп.
лекокаин 3 амп.
кетанов 2 амп.
кетолонг 6 амп.
но-шпа 1 амп.
лазикс 1 амп.
кофеин 3 амп.
раствор аммиака 2 амп.
анальгин 5 амп.
димедрол 5 амп.
гентамицин 2 амп.
14. Перевязочные материалы:
бинт широкий (стерильный) 2 шт.
бинт узкий (стерильный) 3 шт.
бинт широкий (нестерильный) 2 шт.
бинт узкий (нестерильный) 5 шт.
бинт эластичный 2 шт.
вата стерильная  1 шт.
вата нестерильная 1 шт.
пластырь рулонный 2 шт.
пластырь бактерицидный 30 шт.
15. Другое:
термометр 1 шт.
ножницы 1 шт.
шприцы 6 шт.
гигиеническая помада 1 шт.
блокнот 1 шт.
карандаш 1 шт.
фонарик 1 шт.
крем от загара 1 шт.
Средство от комаров  -  спрей OFF, мазь OFF 2 шт., 2 шт.

 

Смета расходов на путешествие

 

Расходы на 1 чел на 6 чел  валюта
       
Всего 1930 11580 грн
       
Дорога туда 870 5220 грн
Одесса – С.Петербург 343 2055,3 грн
С.Петербург – Кандалакша 261 1564,7 грн
Метро С.Петербург 34 204 руб
Машина Кандалакша – Алакуртти 750 4500 руб
Машина Алакуртти – Чертов мост 583 3500 руб
       
Дорога обратно 740 4439 грн
Катер от пор. "Шляпа" – Зареченск 500 3000 руб
Машина Зареченск – Кандалакша 667 4000 руб
Поезд Кандалакша – Москва 1248 7490 руб
Метро 64 383 руб
Маршрутка 15 90 руб
Поезд Москва – Одесса 1300 7800 руб
       
Раскладка 260 1558 грн
Раскладка из Одессы 182 1089 грн
Докупали по пути туда 112 673 руб
Докупали по пути обратно 289 1732 руб
       
Ремнабор 14 84 грн
       
Аптечка 19 112 грн
       
Прочее 28 167 грн

 

Выводы и рекомендации

 

1. Маршрут проходит по территории, контролируемой пограничными войсками, поэтому всем членам группы необходимо иметь пропуск(разрешение), который можно получить у погранцов. Для получения пропуска необходимо за месяц подать список всей группы с координатами каждого участника. Наша группа делала пропуска через эту фирму http://alakurtti.ru/

2. На маршруте очень много комаров, которым не страшен ни ветер, ни мелкий дождик. Это необходимо предусмотреть при подготовке похода.

3. Одно из красивейших мест на маршруте – водопад Маманя. Для обноса водопада в основном используют натянутую переправу. Когда ходила наша группа, переправа была натянута из стального троса, но бывает, когда этого троса нет. В таком случае с собой надо иметь основную веревку около 70 метров. В принципе катамараны с вещами можно обнести по тропе, которая идет над водопадом, но следует учесть, что эта тропа не удобная. Также в малую воду катамараны можно снести вниз, вдоль самого водопада возле кромки воды, но камни здесь мокрые и очень скользкие. В нашу воду внизу под скалой весь берег был залит водой, и обнос по нижней тропе не представлялся возможным.

4. Хорошие стоянки на маршруте есть на всех крупных порогах, причем почти на всех стоянках есть бани, некоторые из которых требуют небольшой реконструкции. С дровами на стоянках туговато, приходится далеко уходить от лагеря. Видели несколько неприметных стоянок вдалеке от порогов, на первый взгляд проблем с дровами там нет.

5. Один из участников группы на момент совершения похода был несовершеннолетним (ему не было 18 лет), для того что бы не создавать проблемы при выезде за границу, была сделана доверенность на руководителя о разрешении его родителей на выезд. Данная доверенность оформляется у нотариуса.

6. Четкого расписания катера, который ходит от пос. Зареченск до порога "Шляпа" – нет. На сколько мы заметили, курсируют два катера, каждый из которых совершает в день по одному рейсу. Стоимость проезда с одного человека – 500 руб. Время преодоления водохранилища 3 – 3.5 ч.

7. Перед тем как идти по водохранилищу своим ходом, советую дважды подумать. Если ветер будет встречный или боковой – далеко вы не уйдете. На островах водохранилища были замечены несколько капитальных стоянок с банями.

8. Добраться из Одессы в Кандалакшу и обратно – проблем не составляет. Ехать можно через Харьков, Симферополь, Санкт-Петербург, Москву. Из Одессы в Москву ходит несколько поездов. Из Санкт-Петербурга и Москвы до Кандалакши, также, ходит несколько поездов. На наш взгляд наиболее дешевый вариант – через Санкт-Петербург.

9. О заброске с Кандалакши к месту старта договариваться лучше заранее, хотя по приезду в Кандалакшу возле поезда вас встречают таксисты и за ваши денежки готовы вас вести куда угодно.

10. Выехать с Зареченска проблем не составит, даже если вы не договорились за выброску заранее. Прямо у причала стоят таксисты и за 4 тыс. (цена на 2008г.) привезут прямо на вокзал в Кандалакшу.

11. Группам желающим помыться, покушать и отдохнуть предоставляются услуги мини гостиницы, которая расположена прямо возле причала в Зареченске. Во дворе этой гостиницы стоит "Газель", которая за определенную плату доставит вас в Кандалакшу.

12. За большое спасибо и красивую улыбку в гостинице можно сделать один-два звонка.

13. На маршруте приходилось жертвовать фото/видео съемкой, дабы выставить страховку – это минус малокомплектной группы.

14. При столь высокой воде опыт и мастерство группы не позволило нам пройти все препятствия на реке.

 

Используемые источники для ознакомления и изучения района:

 

  1. http://lib.ru/TURIZM/kutsajo2.txt
  2. http://www.afanas.ru/myreport/index.htm
  3. http://veslo.ru/2001/baza/output.asp

Видеоматериал из похода

Связь с руководителем
почта: pochta_mne@ukr.net
телефоны +3 8 093 61 999 93, +3 8 097 888 66 58

 

Картографический материал

 

  1. карта 1
  2. карта 2
  3. карта 3
  4. карта 3