Новости Календарь О нас История Гимн Устав Отчеты, фотографии, будущие походы Библиотека Пишите письма... Поговорим?

Форум

Члены правления клуба : Орг. сектор ? Дмитрий Бжезицкий Сектор учета ? Соня Сущинская Агит. и онлайн сектора ? Исаев Гео Сп
ray

2017-05-30 23:58:21

Re: Вакансии :) : И как прошел слет?
nik.skameykin

2016-11-21 08:03:20

Чехол на рюкзак, чехол на коврик : Чехол на рюкзак - 180 грн - плотный (на рюкзаки 70-100л) Чехол для коврика - 150 грн - очень качеств
Dmitriy.Smirnov

2016-07-23 08:22:23

Re: Фотоальбом к/п "ВЕРШИНА" : Спасибо за фотки. Отличные места надо сказать. Мне бы с вами.
piotrkotski

2016-06-25 17:45:37




Велопоход по Кольскому полуострову
Даты активной части маршрута 04.08.2008 – 13.08.2008
Нитка маршрута:
Кандалакша – Умба – Вост.Мунозеро – Инга – Октябрьский – Пунча – Ревда – Пулозеро – Мокрая Кица – Мурманск

Участники:

Света (эколог, финансист) Алена (хронометрист) Настя (медик)
Славик (механик) Катя (завхоз) Аня (руководитель)

Общая схема маршрута

03.08

Прибытие поездом Одесса-Санкт Петербург на Витебский вокзал города Санкт-Петербург.
Время 06.23 Температура воздуха 13 градусов.
Собираем велики, пакуемся. Предстоит переезд на Ладожский вокзал. Все рады возможности размять ноги и прокатится по раннеутреннему городу без машин.
Маршрут следования:
Витебский вокзал – улица Гороховая – набережная реки Фонтанки – Невский проспект – Заневский проспект – Ладожский вокзал.
Названия улиц звучат как музыка, утренние каналы приводят в восторг, голова вертится беспрерывно во все стороны. Не будучи ни разу в жизни в этом городе, испытываешь радость узнавания знакомых мест и наблюдаешь как оживает легенда.
Невский проспект перекрыт на ремонт и мы имеем возможность не спеша катиться по нему без машин. В районе площади Восстания происходит поломка – резинка от велобаула наматывается на кассету, да так плотно, что изъять ее подручными средствами никак нельзя. Провозившись минут 15, отковыряв остатки резинки настолько, чтобы колесо могло проворачиваться, двигаемся дальше. Вскоре выезжаем к Ладожскому вокзалу. Там обосновываемся в зале ожидания, разбираем кассету, вытаскиваем неотковыренное. В назначенное время подходит поезд Санкт-Петербург – Мурманск, в который мы удачно погружаемся.

Расстояние за день – 9.36 км

04.08
Кандалакша – Лувеньга – Колвица – река Верес

Прибытие в Кандалакшу в 7:30 утра.
Пасмурное серое небо, ветер и холод. Проводник желает нам хорошо отдохнуть "на юге" и он не шутит, ведь Кандалакша для Кольского полуострова это "юга".
Надеваем на себя все теплые вещи (даже морозоустойчивый Славик одел штаны!). Забираемся внутрь вокзала и завтракаем. За символическую плату набираем в вокзальной кафешке кипятка для чая, чтобы хоть как-то согреться. После завтрака, в начале десятого выезжаем к главпочтампту – телеграмму можно отправить только там.
2.6 км – главпочтамт
Доезжаем быстро, но приходится ждать десяти часов. В 10 утра начинается беготня по отделениям – звонок в КСС для постановки на учет, отправка телеграммы о выходе на маршрут (обошлась в 10 уе, финансист возмущен), проверка прогноза в интернете, отправка в Мурманск ксерокопий наших миграционных карт для регистрации.
Итого выход на маршрут задержался почти до 11.
Выезд в сторону Умбы виден прямо от главпочтамта – крутой "кандалакшский подъем" (средний уклон 8%, длина 3.5 км) внушает теплые чувства.

Проезд от главпочтамта: вниз по главной дороге до первого перекрестка, там сворачиваем налево и едем до Т–образного перекрестка, где сворачиваем направо. Далее дорога приводит к мосту через реку Умбу, от которого и начинается подъем. Быстро согреваемся, к тому же выглядывает солнышко и прибавляет оптимизма. Почти на самом верху подъема встречаем Vasiliy (где бы мы еще встретились) который ждет приезда Dimogor-a. У них запланирован поход на двоих по болотам и озерам полуострова, ну а нам и по дорогам хорошо. Желаем друг другу удачи, выезжаем наверх подъема, а там уже вовсю светит солнце, и Белое море и горы как на ладони. Наконец-то поход начался!
10.6 км – сворачиваем с трассы направо и съезжаем к морю. В этом месте в море впадает речка, по карте нарисован мост, но в реальности его нету. Разуваемся и переходим речку вброд. Течение слабое, мелко, но вода очень холодная.

За рекой останавливаемся и делаем горячий обед, бродим по дну отступившего моря. Я ищу морских звезд (местные обещали что их можно найти в период отлива), но ничего не нахожу.


После обеда продолжаем движение по проселочной дороге вдоль моря до поселка Лувеньга, где опять выезжаем на трассу.
46.7 км – После моста через реку Колвица

начинаем искать съезд в сторону Колвицкого озера для ночевки. Съезжаем с трассы налево и сразу поворачиваем направо. Проселочная дорога идет параллельно трассе, понемногу забирая в сторону озера. Вначале выглядит наезженной, но постепенно появляются глубокие лужи, дорога сужается и заростает.

По обочинам тянутся болота, очень много комаров, мест для стоянок нет. Принято решение возвращаться к трассе и искать стоянку рядом.
51.0 км – возврат к исходной точке съезда с трассы, начинается дождь.
64.0 км – мост через реку Верес. Сразу за мостом съезжаем направо и, удалившись от трассы метров на 300, ставим лагерь.

Место для стоянки удобное, до воды недалеко, но много комаров. После ужина быстро залазим в палатку, но с непривычки никак не можем уснуть – слишком светло, кажется что еще день. Света натягивает шапку на глаза – ей это помогает.

Общее расстояние за день – 64 км
Ходовое время – 4:09
Набор высоты в течении дня – 630 м
Покрытие – асфальт

05.08
река Верес – Умба

Утренняя температура – 7 градусов жары. Здравствуй, север.
Комары продолжают лютовать. Собираемся, выезжаем на трассу и движемся в сторону Умбы.
Местность по обочинам преимущественно болотистая, мест для стоянок мало, комаров много.

В 12:50 останавливаемся на обед у реки Пила. Встречаем местного рыбака, который нам рассказывает про местную рыбу. Быстро одалживаем у него удочку и пластмассовое ведро :)

Въезжаем в Умбу в 14:45.

Закупаем продукты на ужин. Ассортимент в магазине неплохой, цены на овощи и фрукты вполне одесские. Проезжаем к центру, расспрашиваем, как бы попасть к морю. Местные жители рекомендуют проехать к пионерлагерю. Пионерлагеря не нашли, остановились на ночевку рядом с забором военной части. Воду набрали в Умбе (на улицах часто встречаются колонки). Место для стоянки красивое, но проблема найти ровное место для палаток. Зато нашли несколько больших красивых грибов.

Вечером долго не расходимся, смотрим на закат, ждем отлива.

Я завожу будильник на двенадцать ночи – встретить рассвет и побродить по дну отступившего моря. В начале первого вылажу из палатки – наконец-то хоть что-то похожее на темноту. На море уже занимается рассвет, в тени берега шуршит патрульный катер, морских звезд нету.

Общее расстояние за день – 67 км
Ходовое время – 3:55
Набор высоты в течении дня – 390 м
Температура днем 13-14 градусов
Покрытие – асфальт

06.08
Умба – Лямукса – Вельмежка – оз.Малое Сеньозеро

Утренняя температура – 10 градусов. Ярко светит солнце. Ну вот, теперь похоже на юг.

Желающие купаются в море – температура воды немногим отличается от температуры воздуха. На солнышке без ветра тепло, но не позагораешь – комары не дремлют. Это последнее место на берегу моря. Сегодня мы начинаем от него уезжать в сторону гор и болот.
Собираемся медленно, выезжаем в начале одиннадцатого.
Возвращаемся к мосту через реку Умба, не доезжая до него примерно с километр, сворачиваем направо на проселочную дорогу и надолго прощаемся с асфальтом.
Дорога представляет собой смесь песка и щебня, местами довольно ровная и укатанная, местами песок становится рыхлым и велосипед начинает вилять, но ехать везде можно. Виды живописные.
.


На 21–м км от поворота на разрушенном мосту у развилки на Лямуксу делаем обед.

Через 20 км после обеда на перекрестке двух равнозначных дорог поворачиваем налево в сторону поселка Вост.Мунозеро.

К этому времени у меня отказался работать мой велокомп, и я немного потеряла привязку к карте. Мне казалось, что перекресток уже должен был появиться, но его все не было. Зато встречалось много мелких отвороток в нужном направлении, которые при желании можно принять за искомую развилку. Но нужный перекресток все-таки нашелся, он широкий и легко опознаваемый, не перепутаешь.

Дорога начинает забирать наверх. Встречается много грибов, из-за этого едем очень медленно.

Наверху подъема лес немного расступается и вдалеке становятся видны горы.

Примерно километров через 8 находим место для стоянки возле болотистого озерца. Самое комариное место за весь поход. Вдоль озера растет морошка (еще по дороге в Кандалакшу на одной из станций спросили у местных разносчиков ягод, что это такое, так что знали как она выглядит), но пройти туда можно, только замочив ноги.

Тут же на стоянке опробовали приготовление ужина на бревнах. Возле лагеря не было удобных деревьев для натяжки кострового тросика, из камней конструкция получалось не слишком устойчивой. Поэтому решили испробовать способ "нодья", про который некоторые слышали, кое-кто даже видел, но никто никогда не делал самостоятельно. Но все получилось!
А на ужин были грибы. Много грибов...

Общее расстояние за день – 61 км
Ходовое время – 4:45
Набор высоты в течении дня – 550 м
Температура днем 20 градусов
Покрытие – щебень, песок

07.08
оз.Малое Сеньозеро – Вост.Муна – Муна – Инга – оз.Ингозеро

Выезд из лагеря в 8 утра.

Из-за вчерашнего оттопыра отстаем от графика почти на 15 км, к тому же сегодня предстоит сложный участок.
10.3 км – въезд в поселок Вост. Мунозеро. Несмотря на то, что по карте он обозначен, как жилой, там давно уже никто не живет. Дома стоят брошенные и разрушенные, вокруг ни души.

Выезжаем на берег озера, фотаемся, отдыхаем минут 20. Потом начинают заедать комары, едем дальше.

Сразу за поселком сворачиваем налево. Прямо уходит более накатанная дорога, налево более заросшая, колдобистая и грязная. Ну, значит, нам точно туда – не промахнулись.
15.7 км – река. По карте обозначен мост, которого в реальности нету. Вода прохладная, течение не сильное, в самом глубоком месте вода не доходит до колен. Переносим по очереди баулы и велы (для этих целей удобно когда на велобауле есть заплечные лямки)

Не разуваемся – дно скользкое. Возле реки хорошее место для стоянки.
Далее дорога резко ухудшается. Как правило, вместо дороги несколько разбитых грязных колей или уложенные бревна (гати – здравствуй пешеходная трасса!).

Проступает вода, встречаются глубокие лужи, высокая влажность. Зато грибы сами кидаются под колеса.

Местами бревна прогнили целиком, и приходится идти, проваливаясь по икры в болотную жижу. Из-за маленькой скорости передвижения начинает есть мошка и комары, поэтому идем/едем без привалов (опытным путем установлено – комар отстает на скорости дивжения более 10 км/ч, но особо злобные, голодные и тренированные твари могут держать и скорость 12 км/ч). Всего длина этого участка составляет около 17-20 км.


21.7 км – развилка, едем по левой
В три часа дня въезжаем в брошенный поселок Муна. Выбираем открытое проветриваемое место и наконец-то делаем привал.
Дорога за поселком немного улучшается. Все еще встречаются глубокие лужи, но дорога уже ровнее, начинают попадаться песчаные участки и места для стоянок. Через пару километров после выезда из села встречаем речушку и делаем горячий обед с костром. Попутно подсушивая обувь. Вокруг сосновый лес, а почва вся укрыта ягелем, на котором так мягко валяться.

16:40 Выезжаем с места обеда и через час въезжаем в поселок Инга. В отличие от Вост.Мунозера Инга отмечена как нежилой поселок. Но мы все-таки встречаем там двух людей. Один из них ковыряет свой запорожец – это внушает оптимизм. Который оказался немного преждевременным, так как за поселком сразу встретился участок с прогнившими гатями. От края до края дороги мутная непрозрачная лужа, и там где-то под водой, возможно, есть бревна, а, возможно, и нет, и глубина неизвестна.

Опять приходится идти пешком, аккуратно ступая по виднеющимся остаткам бревен. В какой-то момент решаю одну из луж, на дне которой просматривались бревна, переехать с разгону, но на середине лужи бревна вдруг заканчиваются и велик уходит под воду почти на высоту вилки, хорошо, запаса инерции все-таки хватило, чтобы выехать из ямы, а то крутить педали под водой не очень удобно.
Частично лужи все-таки проезжаются. Как правило, бревна сгнивают посередине, а ближе к краям они еще вполне в пристойном состоянии, и, хоть и под водой, но не глубоко, и их видно, по ним вполне можно проехать.
Но мне опять не везет, бревно под колесами проворачивается, вел скользит, и я заваливаюсь в лужу. На этом мой лимит водных процедур, к счастью, был окончен.
Ближе к Ингозеру дорога становится песчаной и начинает забирать вверх. Хорошо, что прошедшие дожди сделали песок плотным, но местами велик все-равно начинает вилять и пробуксовывать. Не доезжая 2.7 км до поселка , сворачиваем направо в сторону озера Ингозеро. На берегу которого становимся на ночевку. Место красивое, но замусоренное.

Как только поставили палатки, начался дождь, а затем выглянуло солнце и подарило нам радугу на все озеро.

Общее расстояние за день – 64 км
Ходовое время – 6:00
Средняя скорость – 10,4 км/ч
Набор высоты в течении дня – 481 м
Покрытие – песок, грязь, болота, гати

08.08
оз.Ингозеро – Ингозеро – Октябрьский – Пунча

Утром 6 градусов.

Поднимаемся вверх к основной дороге, с которой вчера свернули. Длина подъема 1,1 км.
2.7 км – въезд в нежилой поселок Ингозеро. После поселка еще 2-3 глубокие лужи,

после чего дорога становится сносной – укатанный песок, по которому приходится петлять, объезжая вросшие камни.

По дороге начинает встречаться транспорт – вездеход, с которым Славик пытался устроить лобовое столкновение, парочка джипов и уазиков.

Ближе к Октябрьскому появляется щебенка.
32.5 км – выезд на дорогу к поселку Октябрьский. В самом селе асфальт, который сразу за селом заканчивается. Далее опять начинается разбитая грунтовая дорога.

У моста через речку Сейла делаем обед. Своим присутствием мы разбудили любопытство какого-то местного зверька вроде ласки, который здорово скрасил наших отдых, выкидывая различные коленца.

После обеда продолжаем путь по дороге, пока она не заканчивается у этой знаменательной лужи.

Проехать дальше нельзя, лезть в болото не хочется. Возвращаемся назад метров на 200 и поднимаемся на железнодорожную насыпь.

Рельсы тут давно разобраны, остались только торчащие из песка шпалы. Ехать по ним трудно, альтернатива – узкая полоска рыхлого песка или щебня по краю насыпи.

Через несколько километров находится съезд с насыпи на дорогу, следующую вдоль нее. Начинается дождь, и за 10 минут успеваем вымокнуть настолько, что пережидать дождь уже смысла нет, и мы продолжаем ехать. Дорога преимущественно состоит из песка, камней и торчащих поперек бревен, идет "волнами", но, имея общую тенденция к понижению, под дождем быстро превращается в русло речки. Такой себе туристический триал с груженым баулом под дождем, колодки начинают стираться с катастрофической быстротой. От каждого раздающегося "гуц" заднего колеса при переезде через бревно становится нехорошо.
Въезжаем в Пунчу, проезжаем ее и становимся лагерем возле моста. Дрова насквозь мокрые, и ужин готовим на горелке. Но упорная Света не оставляет попыток развести костер. Для этих целей в ход идет даже парочка шпал. Ужин и костер были готовы одновременно. И мы получили возможность согреваться сразу как изнутри горячим супчиком, так и снаружи пионерским пламенем в человеческий рост (шпалы горят просто отлично, главное, заставить их разгореться).

Общее расстояние за день – 73 км
Ходовое время – 6:39
Средняя скорость – 11 км/ч
Набор высоты в течении дня – 561 м
Температура днем до 18 градусов
Покрытие – песок, грунтовка

09.08
Пунча – ручей Киткуай

Температура утром – 7 градусов.
Вчерашним марш-броском мы сделали себе небольшой запас по времени. Поэтому утром позволяем себе выспаться. Собираемся неспеша, Славик осматривает велы и подркручивает колодки.
Начинает накрапывать. Интересуюсь мнением группы на сей счет, отсиживаться в палатке никто не хочет. Общее решение – едем.

Сегодня в наших планах небольшой велокилометраж и пеший радиальный выход на перевал Чивруай. С места ночевки выезжаем примерно в 12 часов.
Минут через 20 выезжаем на открытое место. Впереди уже совсем рядом видны Лавозерские тундры.

Делаем привал на морошку.

и на фото.

2.3 км – дорога пересекает железнодорожную насыпь и начинает идти с другой стороны. Продолжаем следовать вдоль насыпи и через километр упираемся в ручей Киткуай. Где-то вдоль этого ручья должна идти дорога к перевалу.
Делаем большой привал. Я ухожу искать дорогу, пробуя просто пройти вдоль ручья. Вода холодная, берега сильно заросшие, с велосипедами тут делать нечего. Возращаюсь назад, и мы вдвоем со Славиком уезжаем искать нужный поворот, который мы проскочили. Возращаемся к исходной точке (место пересечения дорогой ж.д. насыпи) и начинаем петлять. В какой-то момент из кустов выскакивает настоящий северный олень с большими рогами и припускает бежать по дороге впереди нас, смешно разбрасывая ноги в стороны. Жаль, бегает быстро, зафотать не удалось. Напетляв изрядное количество километров, находим нужную дорогу и возращаемся к группе. Выезжаем теперь уже все вместе.
4.2 км – возврат к месту пересечения дорогой ж.д полотна. Поворачиваем направо и оставляем насыпь за спиной
4.8 км – на первом же перекрестке сворачиваем налево
5.15 км – еще один поворот налево, далее придерживаемся общего направления "прямо".
Дорога начинает круто забирать вверх, в ход идут передачи 1-2,1-1, постепенно возращаясь к ручью Киткуай и далее следуя вдоль него, местами сужаясь, местами просто проходя по руслу ручейков.

Иногда приходится спешиваться и проталкивать велы вверх. Доезжаем до места, где дорога переходит на другой берег реки. Моста нет. Решаем ставить лагерь с этой стороны реки и дальше уже идти на перевал пешком.
Разделяемся на две группы. Первыми наверх идут Алена, Света и Катя. Берут с собой аптечку, привальные, шоколадку. Налаживать быт в лагере остаемся – я, Настя и Славик. Наша очередь придет завтра утром.
Но погода начинает стремительно портиться – накрапывающий дождик, переходит в настоящий дождь, срывается сильный ветер, горы затягивает.

Описание от Светы:
В 16 часов уткнулись в водный поток примерно по ±колено глубиной слегка широковатый, чтоб перепрыгнуть вместе с велом :) По другой стороне виднелась тропинка, убегающая вдоль потока вверх. Решено было ставить лагерь и группами подниматься на перевал. Лагерь ставить не хотелось :) Народ нас, вроде, отпускал, взяли минимальную аптечку, теплые вещи, дождевики, карту и с Богом.
Наши попытки сохранить обувь сухой (типа переобуваний на берегу после пересечения потока) не оправдали себя, так как через 15 минут мокрая трава сделала свое дело, и мы весело почавкали наверх в кроссовках, которые тщательно хранили для этого случая. Накомарники тоже не пригодились. Пригодилась карта и анины инструкции.
Через час мы без приключений подошли к ответвлению водного потока, по камням перешли его, взяв чуть левее и выше, и, придерживаясь хорошо накатанной в траве колеи, пошли навстречу облаку. И тут нам пригодились дождевики и теплые вещи.

К счастью, за спинами у нас сияло солнце, и мы успели полюбоваться чудесным видом Умбозера и еще какого-то хребтика. Впереди ясно был виден небольшой, хорошо очерченный цирк, а еще через полчаса – озеро.

Пейзаж к тому времени стал грозным, губы синими, ветер усилился, и произошла, наконец, историческая встреча Алены и облака.

У некоторых участников возникли сомнения, нужно ли нам искать перевал и преодолевать морену. Видимость позволяла, решили все-таки сделать попытку. И не пожалели. С высоты моренного гребешка явно видно, что озер два, цирк, как на ладошке. Увы, плато, на которое мы забрались, к тому времени окончательно затянуло.

Назад спускались весело и быстро. В лагере на нас не обратили никакого внимания, так что радость первовосходителей была омрачена отсутсвием необходимых в таких случаях жадных вопросов: "Ну, как там было?! " А было ЗДОРОВО!

Время в пути – 4,5 ч
Обход рек легче слева по линии подъема
Обход озера по морене справа по линии подъема
Ненужные вещи: накомарники, сухая обувь
Необходимые: Теплые непромокаемые куртки, привальные, карта, фотоаппарат
P.S. Неопознанные красные ягоды у озера лучше не есть

Через пару часов возращается первая партия. Они все-таки успели подняться наверх, до того как все совсем затянуло, и сделать пару фоток. Ужинаем, ложимся спать. Я завожу будильник на 5 утра в надежде на хорошую погоду. Засыпая думаю: "Вот выгляну с утра из палатки и, если увижу ЗВЕЗДЫ..., пойдем наверх"

Общее расстояние за день – 7 км
Ходовое время – 1:00
Средняя скорость – 6,7 км/ч
Набор высоты в течении дня – 140 м
Покрытие – грунтовка

10.08
ручей Киткуай – оз.Умбозеро

Дождь шел в 5 утра, в 7 утра, в 9 утра, а в 10 утра пришел еще и Славик с предложением : "все-таки, может, будем вставать"
Встаем, неспеша собираемся в надежде на просвет. Но, похоже, задождило основательно и надолго, ждать смысла нету. Спускаемся вниз по той же самой дороге, по которой приехали и продолжаем двигаться вдоль насыпи. Этот участок до Ревды носит название дороги "ста ручьев". Множество ручейков, ручьев и рек стекает с Лавозерских тундр в Умбозеро и пересекают дорогу. Мостов через них, как правило, нету, и все эти водные препятствия преодолеваются вброд. В теплую солнечную погоду это,возможно, даже забавно, но промозглым, холодным, ветренным и дождливым днем это становится серъезным препятствием.
В какой-то момент группа разделяется – часть едет по насыпи, а часть продолжает по дороге. Едем параллельно на расстоянии пары десятков метров и все время друг друга видим. Но в итоге дорога упирается в огромную лужу, и я хочу выбраться на насыпь. До ближайшего места заезда на насыпь довольно далеко, я надеюсь выбраться напрямик – всего-то пара десятков метров. Несмотря на плотно растущие деревья, между которыми постоянно застревает баул, под ногами хлюпает болото, и на одном из очередных шагов я чувствую, что начинаю проваливаться выше колена и понимаю, что дальше лучше не лезть. Пытаюсь развернуться с велом между деревьев и вернуться на дорогу. С насыпи кричат и спрашивают, в чем дело. Я отвечаю, что слишком глубоко. Они предлагают промерять глубину со своей стороны. Славик хватает какой-то кусок дерева в человеческий рост и с размаху опускает его в болото. Деревяшка уходит туда полностью. Вопросы отпали сами собой. Возращаюсь на дорогу и, немного проехав назад, нахожу место для подъема на насыпь. Велик вытаскивают два человека – одни раздвигает ветки и стволы деревц, образуя коридор, другой пытается пропихнуть вел в образовавшееся пространство.
Дальше уже едем все время по насыпи без попыток съехать на дорогу, сколь привлекательно она бы не выглядела. Едется тяжело, медленно, из-за этого не удается согреться. По пути встречаются неплохие места для стоянок, на одной из них даже оборудовано место для полевой бани. Эх, какую бы дневочку тут можно было бы сделать при хорошей погоде!
В 4 часа становимся на обед. Натягиваем полиэтилен поперек насыпи, готовим горячую еду на горелке – надо согреться.

После обеда поехалось веселее.
27.2 км – насыпь пересекает дорога на вахтовый поселок. Но уже поздно, поэтому решаем съехать к Умбозеру и заночевать там.

Общее расстояние за день – 29,5 км
Ходовое время – 3:13
Средняя скорость – 9,1 км/ч
Набор высоты в течении дня – 142 м
Температура днем 8 градусов
Покрытие – песок, шпалы

11.08
оз.Умбозеро – Вахтенный поселок – Ревда – оз.Придорожное

Отсыпаемся. Выезд в 12 утра.
До Вахтенного поселка дорога идет постоянно в гору по щебенке.

Вокруг самого поселка идет забор. Подъезжаем к воротам, вокруг ни души. Выбираем в заборе подходяшую дырку и перелазим на территорию поселка. Раньше тут был рудник, но сейчас он явно заброшен. Проезжаем по территории рудника и с другой его стороны выбираемся через такой же забор на асфальт, ведущий в Ревду. Скатываемся с ветерком вниз. На спуске холодно и приходится одеваться.

В Ревде закупаем продукты, звоним в Мурманск Володе, который помогал нам делать регистрацию. Мы должны были договорится с ним о встрече для того, чтобы передать ему деньги в обмен на наши регистрационные бумажки. Он в ответ ошарашивает меня вопросом, как мы отнесемся к тому, если нас покажут по телеку. Девченки ржут и уговаривают меня согласится. Ну ладно, все равно нас в Мурманске никто не знает – соглашаемся :)
В наших планах еще был подъем на перевал Эльмарайок от Ревды, но глядя на затянувшиеся горы, ясно, что толку от это затеи нет. Хотим потратить образовавшееся время на поездку в Ловозеро для посещения саамского культурного центра, но выяcняется, что он закрыт. В итоге решаем просто продолжать ехать по маршруту.

Выезжаем на трассу Оленегорск – Лавозеро и километров через 5 становимся на ночевку возле озера Придорожного. Несмотря на то, что место находится рядом с трассой, оно довольно тихое и уютное. Много мест для стоянок, красивое озеро.


Общее расстояние за день – 30,5 км
Ходовое время – 1:58
Средняя скорость – 15,4 км/ч
Набор высоты в течении дня – 350 м
Температура днем 15 градусов
Покрытие – немного щебенки, асфальт.

12.08
оз.Придорожное – оз.Лебяжье – Мокрая Кица

Выезжаем в сторону Оленегорска. Под колесами асфальт, позади болота и горы, появляется чувство близящегося окончания похода.


22.8 км – развилка. Прямо – Оленегорск, направо – Мурманск. Поворачиваем направо. Эта дорога обозначена у меня на карте, как недействительная, в реальности же там лежит новенький асфальт, машин мало, виды красивые, катится легко.
Днем начинает накрапывать дождик, решаем сделать обед и переждать дождь под полиэтиленом. Дождь оказался упорнее. Едем дальше, но не успев отъехать и пару километров, Славик кричит: "Стой!". Возвращаемся. Настя сломала петух на своем "Келлисе". Вот и приехали. Звучат предложения поймать машину, но я противлюсь, потому что понятно, что придется вместе с Настей отправлять еще одного участника, возможно даже и меня. В итоге Славику удается переделать настин вел на синглспид, а вещи мы разбираем по нашим баулам.

Вскоре выезжаем на трассу Санкт-Петербург – Мурманск.

Трасса в ужасном разбитом состоянии, на скорости носится много машин. Если так будет до самого Мурманска, то уж лучше поймать автобус. К счастью, разбитый участок все-таки заканчивается раньше, чем окончательно падает наш моральный дух, и дальше асфальт становится более-менее приемлемого качества.
Начинаем искать место для стоянки, но его все нет. Вокруг болота, луга, но воды нету. В итоге приходится доехать аж до Мокрой Кицы. Сразу за мостом сворачиваем налево и съезжаем к реке.

Место неплохое, но слишком близко к дороге и к населенному пункту, похоже, тут часто останавливаются водники. Сама река красивая и порожистая.

Общее расстояние за день – 103,5 км
Ходовое время – 5:22
Средняя скорость – 19,2 км/ч
Набор высоты в течении дня – 694 м
Температура днем 13 градусов
Покрытие – асфальт.

13.08
Мокрая Кица – Мурманск

Последний день похода. Сегодня мы подъезжаем к Мурманску, где нас должен встретить Володя и проводить к месту ночевки. Времени у нас много, можно не спешить. Девчонки уезжают на велоохоту за морошкой на ближайшее болото. Я пытаюсь отмыть вел. После всего того, что ему довелось пережить, это непростая задача. Возращаются велоохотницы, начинают отмывать свои велы тоже. И только Славик не умывался и грязнулею остался.

Не спеша едем к Мурманску, дорога хорошая, и даже дождь не идет.

По дороге заезжаем в магазин, покупаем еды на вечер. Времени до встречи еще куча, поэтому затариваемся мороженым и сидим греемся на солнышке у магазина. Девочки делают маникюр – телевидение ж елы-палы приедет.
Точно в договоренное время подъезжаем к месту встречи, созваниваемся. Надо подождать. Ждем-ждем, однако холодает, начинаем мерзнуть, приходится одеваться потеплее. Ну, где же встречающие. Ну, наконец-то, кто-то едет, однако Володи среди них нету. Решаем выезжать ему навстречу, потому что стоять уже совсем холодно.

Едем, по дороге встречаем еще велосипедистов. Оказывается, нас приехала встречать куча народу. Вот и Володя, а вот и телевидение и радио. Даем интервью, ржем. Теперь, оказывается, надо ехать в сам Мурманск, чтобы нас засняли на въезде в город и прокричать в камеру "наше утро! ". Приехали, пофотались, покричали.

Время уже к 9 часам. Становится вопрос с ночевкой, очень хочется добраться, хоть куда-нибудь. Мы надеялись на баню на какой-то базе отдыха недалеко от Мурманска. Но нам предлагают лучший вариант – квартира. Просто отлично! Едем в гости к гостеприимному Коле, велы запираем на ночь в гараж. К сожалению, все эти перемещения заняли много времени, и посидеть толком с мурманчанами нам не удалось. Большинству ведь завтра на работу. Тем не менее посидели очень душевно. Расходится не хотелось, в конце концов уговорили хозяина остаться ночевать с нами.

Общее расстояние за день – 50 км
Ходовое время – 3:03
Средняя скорость – 15,8 км/ч
Набор высоты в течении дня – 645 м
Покрытие – асфальт.

14.08
Свободный день.
С утра начинаем собирать вещи, чтобы, вернувшись с прогулки по Мурманску, осталось только подхватить баулы и выдвинуться на вокзал. Коля (вот уж подарок так подарок!) разрешает с собой вынести из квартиры любые книги в любых количествах (!). А библиотека там знатная - Цветаева, Жванецкий, Визбор, Стругацкие, Шекли, детективная и восточная классика. Вобщем в Одессу мы везли баулы еще тяжелее, чем из Одессы.

Днем гуляем по Мурманску, любуемся распускающейся сиренью, фотаемся. Махали в веб-камеру на "пяти углах" для Володи, чтобы он не спал на работе, но оказалось, у него нет интернета. Хотели попасть в музей, где есть установка имитирующая северное сияние, но оказалось что в музее сегодня (четверг) выходной.

Начался дождь, от которого мы спрятались в кафешке "Юность". Какая там вкусная выпечка мням-мням. Неперевершено! Я дорвалась до брусники ("дикая", к сожалению, к тому времени еще не поспела, поэтому в организме, заранее настроившемся еще в Одессе на эту ягоду, образовалась острая брусниконедостатоточность) и когда я отправилась за очередной порцией, оказалось, что мы съели все пирожки с брусникой в кафе :) .

После кафе прогулялись к "Алеше" (памятник неизвестному солдату). Оттуда открывается обалденный вид на Мурманск. Нашли среди городов-героев табличку с Одессой. .

Обратно возращались уже практически бегом под дождем.

Однако погода нас пожалела, и ко времени выезда на вокзал уже опять светило солнце. На вокзал нас проводил Коля, спасибо ему, не пришлось петлять по городу, и к поезду подошел Володя. Грузимся в поезд, делаем фото на память, оставляем в качестве благодарности открытку и тортик, утираем слезы прощания.
Ну все, поехали.
До свидания Кольский полуостров, до новых встреч.

Общее расстояние за поход – 550 км
Набор высоты за поход  – 4.58 км

Большая благодарность выражается клубу "Нордбайк" за теплую встречу, и отдельные большие спасибы его ярким представителям – Коле, за ночлег и книжки, и Володе (председатель клуба) вобще за все (он с нами как с писаной торбой носился еще на этапе подготовке похода).



Итоги, общие выводы и рекомендации:

В первую очередь трудности на маршруте были не физические, а скорее моральные – комары, дожди, болота. Поэтому рекомендовать маршрут можно группам уже опытным и скатанным, имеющим более туристическую направленность, чем спортивную.
Рельеф большей частью равнинный, что имеет не только свои преимущества, но и недостатки. Из недостатков – малое количество обзорных точек. Едешь по красивым местам, но их плохо видно, что-то там мелькает за деревьями но толком не разглядишь.
Финиш группы в Мурманске был в первую очередь связан с необходимостью встречи с Володей. В целом же гораздо логичнее заканчивать маршрут в Оленегорске.
Отличная вещь – световой день. Позволяет очень гибко распределять время. Нету гонки за темнотой. Вполне можно выехать поздно, постановка лагеря даже в 10 часов вечера не вызывает никаких проблем. Можно спокойно сидеть пережидать дождь и в итоге все равно проехать весь запланированный на день километраж.

Из снаряжения:
Брали с собой накомарники – отличная штука, временами доводилось и ехать/идти в них. Без накомарника обходился только Славик, но я бы не рекомендовала принимать его поведение как образец для подражания
За время похода уже успела выработаться следующая тактика привалов – первым делом натягиваешь на себя ветровочный костюм – длинные штаны, длинный рукав (даже Славик надевал!) и накомарник, а потом уже можно заниматься своими делами. Велоформу даже зимнюю комары прокусывают.
Брали с собой мази и спреи "gardex". Помогает, но не надолго, на 15-30 минут. Мурманчане потом нам сказали, что это нормально. Мази работают лучше, чем спреи. Кроме того спреи на ногах быстро смываются водой из луж.
На маршруте везде есть дрова, в качестве НЗ брали с собой горелку и два 450 граммовых баллона. Достаточно было бы и одного баллона.
На маршруте был довольно большой автономный участок – 6 дней. Для минимизации веса и объема, в Одессе была подготовлена раскладка на этот участок – сушили мясо, овощи, сухари.
Для дальних походов с автономными участками годятся только велобаулы – монообъемники. Велобаул с секциями может быть максимум у одного участника – за счет выдачи ему самого маленького по объему и тяжелого по весу общественного груза, иначе его придется обвешивать вещами снаружи, как ёлку. Из несамошитых рюкзаков отлично себя зарекомендовал велорюкзак фирмы "ПИК-99".
Удобно когда на бауле есть лямки, позволяющие транспортировать баул на спине.
Все вещи должны быть хорошо упакованы в плотные целофановые мешки. По-мимо осадков сверху, баул еще неплохо намокает снизу во время предоления луж, болот и рек.
Брать с собой обязательно теплую одежду, как ездовую, так и бивачную. Температура утром – днем – вечером вполне может быть 8-10 градусов, что в сочетании с дождем и ветром доставляет дискомфорт.
Полиэтилен – очень полезная вещь, на время обеда или на бивуаке во время дождя, растягивается над поляной, что позволяет спокойно обедать–ужинать, сушить вещи, спаковывать–распаковывать баул, не намокая.
Самая бесполезная вещь в походе – фонарик. Не пригодился не разу, но у все был :)

Ремнабор общий:

  • заплатки на камеры, клей, тряпки
  • бутылочка "Motorex", шприц
  • WD-40
  • шестигранники до 8 мм включительно
  • ключ для спиц
  • выжимка
  • пара пинов для цепи на 9 передач
  • болт в шатун под шестигранник
  • болтики на 5 и 6 с шайбами и гайками
  • перекидка Shimano LX
  • педали
  • тросик тормозной * 2
  • тросик перекидочный * 2
  • 70 см тормозной рубашки
  • протектор Continental Double Fighter (26x2.0)
  • 4 пары тормозных колодок
  • съёмник кассеты, гаечный ключ на 24
  • гаечный ключ на 8/10
  • гаечный ключ на 15
  • (конусный ключ, гаечный ключ на 17 (закручивать втулки)) * 2
  • медицинский пинцет-зажим
  • плоскогубцы с встроенными ножами, пилами и отвёртками
  • надфиль
  • клей "Момент"
  • скотч
  • нитки: тонкий и толстый капрон, иголки
  • верёвка D 5 мм
  • стальная проволока D=1мм, L=2м
  • удлиняющий тросик для связки велов, замок с тросом
Общий вес: 4.0 кг

Ремнабор индивидуальный:

  • 1-2 камеры
  • насос
  • две спицы достаточной для любого колеса длины
  • петух (был только у Славика)

Костровое/кухонное снаряжение:

  • пила цепная
  • костровая перчатка
  • костровой тросик
  • 2 коробка спичек
  • сухой спирт
  • поварёшка
  • бутылочка моющего средства
  • металлическая и тряпичная мочалки
Общий вес: 0.8 кг

Нехватка чего ощущалась:

  1. На спицах широко используются два диаметра головок: под ключи SW–0 (спицы из нержавейки) и SW–1 (большинство стоковых). Ключи надо иметь под оба, потому что один будет или не налезать на более толстые головки или срезать более тонкие;
  2. колодок стоит всё таки брать каждому по две пары. До границы массовой замены колодок всем оставалось совсем немного.

В разработке маршрута использовались отчеты о следующих походах:
http://turizm.lib.ru/r/reznik_a_a/kola2003aug.shtml
http://www.isakov.narod.ru/kolski1.htm
http://www.veloturist.ru/letopis/letopis.html?id=11

Просмотреть телерепортаж о нас можно тут

Послушать интервью по радио тут

Велотуризм в Одессе