Новости Календарь О нас История Гимн Устав Отчеты, фотографии, будущие походы Библиотека Пишите письма... Поговорим?

Форум

Члены правления клуба : Орг. сектор ? Дмитрий Бжезицкий Сектор учета ? Соня Сущинская Агит. и онлайн сектора ? Исаев Гео Сп
ray

2017-05-30 23:58:21

Re: Вакансии :) : И как прошел слет?
nik.skameykin

2016-11-21 08:03:20

Чехол на рюкзак, чехол на коврик : Чехол на рюкзак - 180 грн - плотный (на рюкзаки 70-100л) Чехол для коврика - 150 грн - очень качеств
Dmitriy.Smirnov

2016-07-23 08:22:23

Re: Фотоальбом к/п "ВЕРШИНА" : Спасибо за фотки. Отличные места надо сказать. Мне бы с вами.
piotrkotski

2016-06-25 17:45:37




Туристский клуб "РОМАНТИК",
Одесского Национального политехнического университета
ОТЧЕТ
о водном туристском спортивном походе
III (с элементами IV) категории сложности
по Украине, Восточные Карпаты,
рекам Прут, Чёрная Тиса, Чёрный Черемош,
совершённом с 25 апреля по 3 мая 2012 года
Маршрутная книжка N:20/12
Руководитель:Богославский Станислав Михайлович
Заключение МКК:
Маршрутно-квалификационная комиссия Одесской областной
Федерации спортивного туризма Украины рассмотрела отчет
и считает, что поход соответствует заявленной третьей
категории сложности и может быть засчитан всем участникам
и руководителю.
Председатель МКК_________________
Штамп МКК"_____" __________ 2013 г.
Содержание:
Приложения:
 
Состав группы:
Фото участника,
Ф.И.О.
Год
рожде–
ния
Туристский опытОбязанности в группе

Богославский
Станислав
Михайлович
19671988 — р. Илекса, Ветренный пояс (2Р),
2008 — р. Северная Шуя, Северная Карелия (2Р),
2009 — рр. Красненькая – Кутсайоки – Тумча, Кольский п–в (4У),
2010 — рр. Черный Черемош и Белый Черемош – Прут, Карпаты (3Р),
2010 — рр. Малый Билин – Билин – Кызыл–ХемКаа–Хем,
Западный Саян (5У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2(4)Р),
Руководитель,

капитан К–4.1

Чистякова
Лариса
Яковлевна
19591988 — р. Чёрный Черемош, Карпаты (3У),
1990 — р. Большой Зеленчук, Западный Кавказ (2У),
2011 — р. Южный Буг, Украина (1У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2У)
Завхоз,

матрос К–4.1

Новак
Алексей
Григорьевич
19681988 — р. Илекса, Ветренный пояс (2У),
2008 — р Прут, Карпаты (3У)
Реммастер,

матрос К–4.1

Комарова
Валерия
Витальевна
19722011 — р. Южный Буг, Украина (1(2)У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2У)
Медик,

матрос К–4.1

Швиндина
Татьяна
Викторовна
19652008 — р. Северная Шуя, Северная Карелия (2У)
2009 — рр. Красненькая – Кутсайоки – Тумча, Кольский п–в (4У),
2010 — рр. Черный Черемош и Белый Черемош – Прут, Карпаты (3У),
2010 — рр. Малый Билин – Билин – Кызыл–ХемКаа–Хем,
Западный Саян (5У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2(4)У),
Зам. руководителя,

капитан К–4.2

Комаров
Юрий
Алексеевич
19712011 — р. Южный Буг, Украина (1(2)У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2У)
Ответственный
за снаряжение,

матрос К–4.2

Мариняк
Оксана
Михайловна
19682006 — рр. Большой Зеленчук – Кубань, Западный Кавказ (3У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2У)
Хронометрист,

матрос К–4.2

Герасименко
Юрий
Владимирович
19662011 — р. Южный Буг, Украина (1У),
2011 — р. Винча, Северная Карелия (2У)
Костровой,

матрос К–4.2
 
Параметры похода:
1.Район путешествия — Украина, Восточные Карпаты
2.Сроки путешествия — с 25 апреля по 03 мая 2012 года
3.Основные пункты маршрута:
г. Одесса — урочище "Заросляк" на р. Прут — пос. Делятин — с. Ясиня — р. Чёрная Тиса — пос. Квасы — с. Шибены — р. Чёрный Черемош — с. Устерики — г. Хотин — г. Одесса
4.Уровень воды — выше среднего при сплаве по р. Прут, высокий на р. Чёрная Тиса и предпаводковый на р. Чёрный Черемош
5.Протяженность активной части — 135 км
6.Количество участников — 8 человек
7.Способ передвижения — два катамарана К–4 (1,4 м3 и 1,6 м3);
8.Способ подъезда к началу маршрута и отъезда после его окончания —
личные автомобили ТOYOTA PIKNIC и NISSAN PRIMERA
9.Группа выпущена на маршрут Одесской маршрутно–квалификационной комиссией 24 апреля 2012 года
10.Отчёт находится в библиотеке Одесской областной Федерации спортивного туризма
 
Справочные сведения о районе путешествия.

Карпаты — горная цепь, расположенная на востоке Европы на территории Польши, Украины, Венгрии, Словакии и Румынии.

Рельеф края самый разнообразный: горы, предгорья, низменности и речные долины. Близ вершин гор раскинулись субальпийские луга — полонины. Особенно живописна природа массива Черногора — наивысшая хребтовая система Восточных Карпат, где находится самая высокая вершина Украинских Карпат — г. Говерла (2061 м), а также ещё 5 вершин высотой более 2000 м. Западная часть горных хребтов известна под названием Горганы, а северо–западная называется Бескид. Юго–восточную часть называют Покутско–Буковинскими Карпатами.

Здесь находится и известная далеко за её пределами небольшая по площади историко–этнографическая область горных украинцев — Гуцульщина. Она занимает территорию Верховинского, Надворнянского, Косовского районов Ивано–Франковской области, Раховского района Закарпатской области, Путильского и Вижницкого районов Черновицкой области.

Климат Прикарпатья — умеренно континентальный. В связи со значительной протяженностью и различными высотами района средняя температура самого холодного месяца (января) колеблется от –15 до –6 oС, а самого теплого (июля) — от +10 до +20 oС. Наибольшее количество осадков в Карпатах выпадает в июне. Во второй половине лета и в начале осени в Прикарпатье стоит солнечная погода. С августа по октябрь — лучшее время года для отдыха всей семьёй или с друзьями. Зима мягкая, с большим количеством солнечных дней. Снег держится до апреля, а в горах — до мая месяца.

Для туриста–водника представляет интерес покрытие снежным покровом хребтов Карпат, так как это напрямую влияет на водность рек в период активного таяния снегов, которое, как правило, происходит в период с 15 апреля по 15 мая.

А также в этот период часто идут затяжные дожди по нескольку дней кряду, что существенно повышает уровень в Карпатских реках. Период падения воды после окончания дождей, как правило, составляет 1 — 2 дня. Это надо учитывать при организации путешествия.

Карпаты являются одним из главных водоразделов Европы. Большинство рек Карпат относится к бассейну Дуная или Днестра. Питание — смешанное, снежно–дождевое. Для водного режима рек характерны резкие колебания расхода воды в течение года. Главная артерия края — Днестр и его правые притоки Стрый, Свича, Ломница, Быстрица, берущие начало в верховьях в узких глубоких долинах, напоминающих ущелья.

 
Туристические возможности региона.

Богато Прикарпатье историческими и революционными памятниками — свидетельствами многовековой борьбы за свое социальное и национальное освобождение. Местные жители — потомственные лесорубы, немало среди них и искусных умельцев - резчиков по дереву, чеканщиков, ковровщиц, гончаров, вышивальщиц.

Живописная природа, мягкий климат, удивительные творения народных мастеров, памятники деревянной архитектуры привлекают в Карпаты многочисленных туристов во все времена года.

Много интересного можно увидеть в населённых пунктах, лежащих на нашем маршруте.

Так, в Ворохте, Кременцах, Микуличине, Яремче, Делятине и Коломые сохранились деревянные храмы, хорошо иллюстрирующие развитие архитектуры Гуцульщины в ХVII — XIX вв. В Яремче обязательно стоит посетить музей партизанской славы, рассказывающий о героическом рейде партизанских соединений под командованием Сидора Ковпака в 1943 — 1944 гг. В окрестностях города сохранились скала и пещера, которые связаны народными преданиями с именем легендарного предводителя карпатских опричников — Олексы Довбуша.

В пос. Делятин находится литературный музей украинского писателя и общественного деятеля М. Черемшины в доме где он жил в 1906 — 1912 гг.

На нашем пути лежит один из древних городов Украины — Коломыя (известен с 1240 г.). Здесь можно посетить Государственный музей народного искусства Гуцульщины, осмотреть деревянный храм XVI века, посетить музей самого большого яйца, занесённого в книгу рекордов Гиннеса, побродить по узеньким, чистым и удивительно уютным улицам города.

При наличии свободного времени после окончания спортивной части маршрута можно сделать радиальные выходы в горы, а также посетить центры гуцульского народного промысла в Верховине и Косове.

 
Характеристика рек сплава.
Река Прут

Вторая по величине река после Днестра. Начинается она у подножия г. Говерла (2061 м) узким каскадом водопадов, а в нижнем течении, на равнине, разливается до 100 м в ширину.

Длина реки982 км
Площадь бассейна27500 км2
Минимальный расходоколо 15 — 20 м3/сек
среднийоколо 80 м3/сек
максимальныйдо 300 м3/сек (значения взяты у г. Черновцы)

Прут является самой технически сложной сплавной рекой Украины. На ней сосредоточено более 50 порогов различной сложности и структуры (сложность порогов от 2 до 4 категории). Русло извилистое, в верховьях — порожистое. Длина порожистой части составляет более 65 км. Река освобождается ото льда в первой половине марта.

Основные притоки: справа — Черемош, Жижия, слева — Раковец.
Основные населённые пункты вдоль реки — пос. Ворохта, г. Яремча, пос. Делятин, г. Коломыя, г. Снятын, г. Черновцы.
 
Река Черная Тиса

Чёрная Тиса — основная река Закарпатской области, достаточно известная и посещаемая. Сплав возможен на любых судах. На Черной Тисе всегда можно ожидать более или менее высокий уровень (имеется в виду апрель — начало мая).

Интересными для сплава туристов-водников являются верховья реки от посёлка Чёрная Тиса (высокий уровень воды) и 20 км от окончания с. Ясиня до г. Рахов. В высокую воду 2 порога на реке имеют 3 — 4 к.с. А каньон принесёт немало "острых" ощущений туристу–воднику любой подготовки.

Длина реки49 км
Площадь водосбора567 км2
Расходдо 40 м3/сек
Уклон3 м/км; в каньоне до 15 — 20 м/км

Основные препятствия сосредоточены в бетонированном каньоне, начинающемся от двух ЖД мостов (ориентиры: в 1,5 км за пос. Ясиня характерный поворот реки вправо и два жд моста подряд) — несколько порогов струйного типа, просмотр опытной группе не нужен, а вот участникам с небольшим опытом настоятельно (!!!) рекомендую просмотреть порог в 600 метрах за 1–ым железнодорожным мостом (на предмет габаритной проходимости) и порог с "бочкой" после правого поворота реки у правого бетонного берега после 2 домов в с. Квасы.

На некоторых порогах неплохие условия для повторного заноса судов и катания. За каньоном — многочисленные валы и большие мягкие "бочки".

 
Река Черный Черемош

Черный Черемош протекает в Восточных Карпатах в Верховинском районе Ивано–Франковской области Украины.

Свое начало река берет на границе Украины с Румынией в Чивчинских горах, на высоте 1680 м над уровнем моря. В верховьях, на протяжении 35 км, река несет свои воды на северо–запад, далее направление ее русла уходит на север, а затем — на восток. В районе поселка Устерики Черный Черемош, сливаясь с Белым Черемошем, образует реку Черемош, которая в свою очередь впадает в реку Прут.

Длина87 км
Площадь бассейна856 км2
Уклон14 м/км
Скорость теченияот 8 до 20 км/час
Ширина русла реки15 — 20 м
Глубина0,2 до 0,4 м в верховьях и до 1 м в ее нижней части

При максимально высоких уровнях воды, в период паводков, ширина русла может достигать 80 м, а глубина - более 2 м.

Черный Черемош является типичной горной рекой с мощными порогами и сложными шиверами. Имеет бурный весенний паводок, в межевой период — мелководен, протекает в узких долинах, часто в ущельях, практически не имеет плёсовых участков.

Во время весеннего половодья, а также летом, во время затяжных дождей, верховья Черного Черемоша отлично подходят для рафтинга и привлекают множество любителей водного экстрима. Рафтинг на Черемоше предпочитают осуществлять, как профессиональные спортсмены, так и новички. Раз в году, весной, Черный Черемош становится для них своеобразной "Меккой".

На протяжении недели (как правило, к концу апреля — началу мая) в верховьях реки проходит массовое мероприятие под названием "Кубок Черемоша" (чемпионат Украины по водному туризму). В это время сюда съезжаются тысячи любителей активного отдыха на воде, как из Украины, так и из стран ближнего зарубежья, чтоб начать сплав по Чёрному Черемошу и открыть сезон в бурном потоке горной реки. Палаточные городки растягиваются на километры вдоль реки.

Длина наиболее интересного участка сплава составляет около 20 км, а сложность его по спортивным классификациям, в зависимости от состояния воды в реке, может достигать 3–й категории.

Основные пороги участка реки от села Буркут до села Красник, определяющие сложность маршрута, — пороги "Берды", "Дземброня", "Белая лошадь", "Гучёк" и "Большой Гук". Последний из них является наиболее сложным порогом данного участка.

 
План похода.
ДатаДень путиУчастки маршрутаКмСпособ передвижения
25.04.2012 —
26.04.2012
1 — 2г. Одесса — г. Ворохта — урочище "Заросляк"845легковой автомобиль
26.04.20122Урочище "Заросляк" — стапель — р. Прут — мост автодороги Верховина — пос. Ворохта6сплав
27.04.20123М/н — пос. Ворохта — порог "Трёхступенчатый" — с. Татаров14сплав
28.04.20124М/н — пор. "Водопадный" — 2–ая ступень пор. "Прикарпатский"14сплав
29.04.20125М/н — пор. "Прикарпатский" — пор. "Довбуша" — 1–ая, 2–ая ступени пор. "Яремчанский" — пос. Делятин — переезд на р. Черная Тиса за пос. Ясиня20
65
сплав
автомобиль
30.04.20126М/н — р. Чёрная Тиса — пор. "Верблюд" — пор. "Труба" — г. Рахов — переезд на р. Черный Черемош у пос. Шибены20
107
сплав
автомобиль
01.05.20127М/н — р. Чёрный Черемош — пор. "Берды" — пор. "Дзембронь" — пор. "Гуки" — пос. Верховина — с. Устерики60сплав
02.05.2012 —
03.05.2012
8 — 9с. Устерики — г. Хотин — г. Ямполь — с. Ульяновка — г. Одесса780автомобиль
  Итого активными способами передвижения:  
   135сплав
   1797легковой автомобиль
 
Изменения на маршруте.

1. При подписании маршрутных документов в Одесской МКК была достигнута договорённость с членами водной комиссии, что мы сможем начать сплав по любой из заявленных рек в свободном порядке, в зависимости от уровня воды. Созвонившись с одной из наших групп, находящихся уже в Карпатах, выяснилось, что уровень воды в Пруте высокий, а на Чёрном Черемоше уровень растёт с каждым днём. Было принято решение двигаться в верховья р. Прут и начать сплав именно оттуда. Время показало, что это решение было стратегически правильным.

2. В связи с предпаводковым уровнем воды в р. Чёрный Черемош, группа без труда и с соблюдением всех мер безопасности сплава преодолела двухневный отрезок пути от места ночёвки до с. Устерики за 5,5 часов. Оставшийся день был использован для отдыха после похода перед возвращением в Одессу на автомобилях.

 
Лоция реки Прут.
N п/пНаименование препятствияОписание препятствияДействия при прохождении препятствия, рекомендации
1СтапельОгромная поляна под высокими соснами перед домами урочища "Заросляк". Места для постановки лагеря предостаточно. К реке ведёт колейная дорога.
Расстояние до реки — 150 м.
Ширина реки в месте старта 12 — 15 метров.
Фото N 1.
Место стапеля.
Фото N 2.
Река в месте старта.
2Слив под мостомСлив 0,5 метра между левой и центральной опорой моста. Сразу за сливом лежит часть жедезобетонной плиты. Проходили правее от неё.
Фото N 3.
Слив под мостом.
3МиниканьонНачинается на крутом правом повороте сужением берегов и каньонообразными склонами высотой до 8 — 10 м.
Скорость течения резко повышается.
В середине участка всю ширину реки перегородило огромное дерево.
Аккуратно причалив носом к дереву, перетащили катамаран силами экипажей.
Фото N 4.
Преодоление бревна.
Фото N 5.
Миниканьон.
4Порог
"Кормовой"
Порог начинается заходной шиверой на левом повороте с несколькими обливными камнями на входе.
Затем у самого моста два слива 0,6 и 0,3 метра с сильным прижимом к острому фундаменту опоры.
Проходили тандемом. В первом сливе, из-за обилия камней, катамаран старается развернуть.
Фото N 6.
Порог Кормовой.
5Порог
"Трёхступенчатый"
На правом берегу лыжные трамплины, ниже деревянный мост, после него левый поворот — начинается шивера. Левый берег — бетонированная стенка, далее ЖД насыпь. Плохо обработанные водой выходы коренных пород образуют трехкаскадный слив с крутым зигзагообразным проходом. Длина порога — 50 м. Просмотр — по правому берегу. Вход — по центру, затем смещение сначала влево, потом вправо. На выходе из порога слабая шивера. Видео N 1
6Порог
"Каменистый"
Начинается после небольшого плёса за выходной шиверой пор. "Трёхкаскадный". Уклон увеличивается. Перед этим местом с левого берега водоотток из-под ЖД насыпи. В конце порога — прямой участок реки с шиверой, переходящей в порог "Труба". В большую и среднюю воду порог не представляет трудности.Шли тандемом.
7Порог
"Труба"
Начинается через 70 — 100 м после порога "Каменистый", кончается за автомобильным мостом.
Порог шиверного типа, со множеством косых плит и гряд камней. Уклон реки на этом участке увеличивается. Порог кончается длинной выходной шиверой. За мостом на левом берегу можно стоять. После большинства сливов образуются стоячие валы с обратным гребнем, что делает порог очень интересным, сложным, но и проходимым полностью.
Фото N 7.
Выход из порога "Труба".
Наиболее эффективная страховка — с воды справа ниже моста.
8Порог
"Левый"
Расположен под деревянным мостом. Левый берег около моста укреплён брёвнами. Сразу же за мостом — впадение правого притока р. Пихты. Перед мостом река делится на две протоки невысоким галечным островом. Правая — мелкая, каменистая. В левой торчат валуны. За мостом река перегорожена двумя плитами высотой около 30 — 40 см. Расстояние между плитами 10 — 15 м. 
9Порог
"Крутые виражи"
Начинается на крутом (90o) правом повороте. Берега — высокие, лесистые. Длина порога — около 800 м. Конец — за новым, деревянным мостом в п. Кременцы, у впадения левого притока — р. Прутец. На входе — участок крутого падения воды. Затем, на левом повороте плиты и камни. Последняя часть порога перед мостом и сразу за ним состоит из 2–х косых высоких плит через всю реку с узкими извилистыми проходами... Затем еще несколько сливов на быстротоке!Видео N 2
Страховка после впадения левого притока в большом улове у правого берега
10Порог
"Кременцы"
После порога "Крутые виражи" следует небольшой плёс, постепенно переходящий в шиверу. Шивера кончается несколькими отдельными плитами в русле, после которых на плавном левом повороте довольно мощный чистый слив (падение около 1,6 м на 15 — 20 м). Правый берег — вертикальная скальная стенка, левый — пологая галечная отмель. Даже в малую воду здесь стоит вал больше метра. После порога — плёс со слабым течением.
Фото N 8.
Порог "Кременцы".
Видео N 3
11Порог
"Островной"
Ориентиры: с правого крутого берега каскадами падают два ручья на левом — дом отдыха. Порог начинается после небольшого плёса после предыдущего порога. Здесь река, не меняя общего направления, делает Z–образный поворот сначала влево, затем вправо, одновременно разбиваясь на протоки между галечными островками. Вдобавок в русле камни разных размеров. Осмотр порога в малую воду с любого берега, при повышении воды — с левого. Вход — в центральную или правую протоки, слева — мель. Порог в любую воду опасен навалом на камни или берег. Видео N 4
12Порог
"Зигзаг"
Порог расположен под эстакадой с перекинутыми по ней через реку трубами, после крутого левого поворота, следующего за плесом после пор. "Островной". На правом берегу расположен дом отдыха. Над самой эстакадой — деревянная беседка. Порог представляет из себя две громадных обливных плиты — ступени, протянувшихся поперек реки, высотой около 0,5 м каждая. Через них есть неширокий зигзагообразный проход от центра к правому берегу. На выходе струя бьёт прямо в галечную косу у правого берега. Правая протока мелководна, а чтобы попасть в левую надо выписать еще один крутой зигзаг. Струя мощная, просмотр слева. "Зигзаг" — один из самых интересных и красивых порогов на реке. Береговую страховку лучше выставлять на правом берегу на выступе берега. А в улове страховку с воды. 
13Порог
"Стенка"
Он отделён от предыдущего порога 100 — 150 м плёсовым участком. Расположен на крутом правом повороте. Левый — высокий крутой берег укреплён каменной стенкой, защищающей проходящее сверху шоссе. На правом берегу тянется ограда дома отдыха. Порог начинается с разделения реки на две протоки: правая — узкая, крутая, сплошь забитая камнями, в левую же идёт основной свал воды. Она перегорожена 2-мя плитами высотой примерно по 0,4 м с интервалом около 30 м. Затем уклон реки постепенно увеличивается, в русле появляется всё больше и больше камней и плит. Поток сужается и бьёт в стенку у левого берега. После отражения от стенки струя падает с плиты, образуя "бочку" в правой половине потока, и тут же наваливается на обливной камень, за которым есть плотная длинная тень. Чуть ниже протоки соединяются. Над рекой перекинут мост. Под мостом перекат. Общая длина порога около 150 м. Просмотр — слева, с правого берега видно очень плохо. Видео N 5
14Порог
"Скат"
Расположен после нескольких слабеньких шивер, следующих за пор. "Стенка" после крутой левой дуги реки. Небольшой слив с валами до 0,4 м, плавный прижим к левому берегу. Порог можно идти без просмотра. 
15Порог "Слив"Начинается за шоссейным мостом. Сначала идёт входная шивера, затем часть русла от левого берега перегораживает каменистая отмель. У правого берега — слив через обливные камни, в центре есть чистый проход. Порог можно идти без просмотра. 
16Порог
"Водопадный"
Расположен за правым поворотом после порога "Слив".
Ориентиры: по левому берегу шоссе подходит к реке, левый берег укреплен каменной стенкой. Перед порогом — прямой участок реки, сначала почти без течения, затем скорость потока постепенно возрастает, слышен шум воды. После короткой входной шиверы реку перегораживают две плиты, создавая общий перепад воды более 1,5 м. Справа у берега слив загроможден камнями, за ним — сливы с небольших плит. В центре большой зуб под первой плитой, между плитами образуется "бочка". Проход есть у обеих берегов. Длина порога — около 100 м. Просмотр — по правому берегу. Возможна проводка судов у правого берега, в обход водопадной ступени. Ниже впадения левого притока Женец ещё одна плита со сливом — 0,5 м — проход у самого левого берега. Лучшее место для любого вида страховки — у правого берега за водопадным сливом, на плите под высокой скалой.
Видео N 6
17Порог
"Косой"
Расположен на Z–образном повороте реки, где длинный остров разделяет реку на две протоки. Состоит из двух ступеней. Первая расположена в левой протоке. Состоит из коротенькой входной шиверы, слива с плиты, образующего бочкообразный вал и мелководного выхода из протоки. Через 40 — 50 м после конца острова — 2–я ступень порога. Высота слива около полуметра. Здесь стоял узкий, слегка пульсирующий вал. 
18ШиверыРасположены за поворотами реки после пор. "Косой". Шиверы несложные, легко "читаются" с воды. 
19Порог
"Судьба"
Берега высокие, поросшие кустарником. На правом берегу — галечный пляж, в конце которого сквозь кусты поднимается к мосту тропа. Для просмотра — приставать к пляжу на правом берегу. Входная шивера — мелкая, в русле много валунов, лежат брёвна и другой "искусственный" мусор. Несильный навал на бык ниже моста. На протяжении 250 — 300 м река делится длинными галечными островами на протоки. Левые маловодны, имеют забитые камнями входы или выходы. В правой — небольшие сливы с плит, валы. На выходе из порога правая часть реки перегорожена плитой, после которой — мощная "бочка". Просмотра не требует. 
20Порог
"Заготовительный"
За левым поворотом — плёс почти без течения. Левый берег — ровный, травянистый, затем понижается, видны галечные выходы. Далее река делится галечными островами на несколько мелководных проток с крутым падением. Далее на протяжении 1 — 1,5 км следуют две слабые мелководные шиверы. 
21Порог
"Т–образный"
Ориентиры: после шоссейного моста над рекой тянутся провода ЛЭП. Ниже река делится галечным островом на две протоки. Правая протока — мелкая, в левой — несколько коротких плит и камни. Осмотр с острова. В малую воду прохождение требует сложного маневра. 
22Порог
"Рыжий"
Расположен под мостом на каменных опорах, после впадения справа притока — р. Прутец Чемеговский. Просмотр возможен по любому берегу.
Порог классического типа, образован размывом коренных пород. На входе — короткая мощная шивера, затем уклон резко увеличивается и река в корытообразном сужении сливается через две гряды плит. Идет мощный свал воды вправо, а затем навал на опоры моста. После плит образуются "бочки", плохо видимые с правого берега. В центральном пролёте моста, занимая его основную ширину, стоит вал высотой около метра прямоугольной формы. После выхода из-под моста еще одна плита и очень мощная бочка после неё, плохо видимая с воды. Долина сужается, берега крутые, высокие, поросшие лесом и кустарником. За правым поворотом — мост. Далее река начинает описывать длинную левую дугу, в конце которой находится порог.
Видео N 7
23Порог
"Тоннельный"
Ориентиры: тоннель железной дороги на левом берегу, высокий правый берег укреплён каменной стенкой, в которой есть трубы для пропуска впадающего в реку ручья, на шоссе стоит деревянная беседка. Перед порогом — длинная шивера на плавной левой дуге реки. На левом берегу — запретная зона, но просмотреть по берегу можно. Виден он и с шоссе правого берега. В русле много валунов, небольших плит, в конце у левого берега перед правым поворотом — навал на "жандарм". Порог представляет сложность обилием камней и извилистой линией движения. В конце порога через реку протянуто несколько различных мостов. После шоссейного моста и правого поворота со светлой галечной осыпью на правом берегу начинается шивера "Слон". 
24Шивера
"Слон"
На правом берегу складки скальных выходов образуют фигуру, напоминающую издали слона. Шивера длинная, с извилистой линией движения, достаточно мощная с высокими валами. Кончается за плавным правым поворотом. 
25Порог
"Прикарпатский"
Ориентиры места причаливания перед порогом: на левом берегу за шоссейным мостом через реку полотно железной дороги уходит в тоннель. На правом — сначала кладбище, затем дачи и ларек недалеко от берега, затем, на местном повышени берега начинается территория п/л "Прикарпатский Артек". Здесь у левого поворота и надо причаливать к правому берегу, чтобы не попасть сходу в одно из самых сложных препятствий на реке. Порог состоит из 3-х ступеней, разделённых небольшими (30 — 50 м) участками быстротока. Общая длина порога — около 800 м. В этом месте река течёт в скальном ущелье высотой до 50 — 70 м. Берега поросли лесом.
1–я ступень имеет длину до 400 м. Начинается входной шиверой со сложной линией движения. На входе несильный прижим к правому берегу, далее плиты с бочками после них, камни. На выходе — сужение русла до 8 — 10 м, перед самим сливом — косые валы, мощный сброс воды через ступеньку, за ним неглубокая "бочка", вода стремиться выбросить на отмель у правого берега.
2–я ступень имеет длину около 100 м. На входе — два мощных слива между жандармами, за ними косая "бочка" (весьма мощная), далее — валы более метра, короткие кручёные струи. Далее ряд невысоких плит с "бочками" после них и сильный прижим к правому скалистому берегу. Под скалой очень неприятный карман с подсосом. Ниже прижима, у отмели левого берега — протяжённое улово.
Через 20 — 30 м начинается 3–я ступень длиной около 200 м. Третья ступень — четыре последовательных слива с валами до 1 м, заканчивается "бочкой" под железнодорожным мостом около центрального быка. Ключевое место этой ступени — двойная плита с "бочками" за ними и общим перепадом 1,5 м. Сливы — крутые, валы чаще с обратным гребнем.
После этого река "отбивается" от высокой скалы левого берега и уходит в выходную шиверу.
Видео N 8. (1–ая ступень)
Видео N 9. (2–ая ступень)
26Порог
"Довбуша"
Начинается в 200 м после ж/д моста, где проход перегорожен длинной плитой со "свалом" воды из-под правого берега! Проход — через плиту у левого берегу и сложным манёвром от надводных камней под правый глубокий берег. Порог очень фотогеничен! 
27ШивераВ 300 метрах после пор. "Довбуша" начинается мощная шивера. Сначала течение несёт под правый берег через гряду обливных камней, а затем поворачивает налево и, ускоряясь, "несётся" к 1–ой ступени порога "Яремчанский". Нужно быть предельно внимательными при выходе из шиверы! 
28Порог
"Яремчанский"
Порог "Яремчанский" состоит из трех мощных сливов водопадного типа, разделенных между собой 150–метровыми плесами.
Первый слив — под старым мостом, правильный заход осложнен шиверой перед порогом, проход — по центру, ближе к правому берегу. Второй слив проходим по центру с уходом вправо или у обеих берегов.
Чалимся у правого берега и обносим третью ступень — сам водослив, он расположен под бетонным пешеходным мостом. Справа, на нависающей над рекой скале, расположено здание пансионата "Гуцульщина", в одном из корпусов которого находится Яремчанский поисково–спасательный отряд. Непосредственно у моста — прилавки сувенирного базара. Здесь река сужается до 10 — 12 м и пенящийся поток вырывается с 6 — 7 метровой высоты водосливом, ударяя правым крылом в выступ скалы. Под выступом — карман. В центре слива — пенный котёл, занимающий 2/3 ширины реки. После водослива — небольшой плес, далее — шивера. Обнос последней ступени — по ступенькам вверх через ряды базара и далее по асфальтированной алее и спуском к воде по тропе 300 м.
Видео N 11. (2–ая ступень, К–4.1)
Видео N 12. (2–ая ступень, К–4.2)
29Порог
"Сомнение"
На всех порогах достаточно чистые проходы, читаемые с воды. На сложных участках К–4.1 становился на страховку К–4.2. Сам порог расположен ниже т/б "Гуцульщина". На левом берегу — небольшая галечная отмель, правый обрывистый. В русле на 100 м длины большое скопление коротких обливных плит и камней. Валы около 1 м. Своё название порог видимо получил при просмотре в малую и среднюю воду.В связи с тем, что руководитель похода неоднократно сплавлялся по этому участку реки в "разную воду", все оставшиеся пороги до пос. Делятин шли без просмотра.
30Порог
"Мостовой"
Начинается перед шоссейным мостом. И без того неширокое русло загромождено скоплением камней. Перед мостом — прижим к левому берегу. У правого берега — мелко. Страховка — в улове у левого берега ниже моста. 
31Порог "Чёрный крокодил"Расположен в 200 м ниже шоссейного моста. Просмотр с левого берега у начала низкого галечного острова. Правая половина реки занята отмелью, проход у левого берега. На выходе — навал на большой полуобливной камень — "Чёрный крокодил". 
32Порог
"Спорный"
Расположен за небольшим плёсом после предыдущего порога. Русло делится островом на две протоки. В левой — длинная коса, своего рода "подводный остров", много камней. В правой — на входе навал на обливной камень, затем слив между плитами, через 20 — 30 м ещё один слив. В конце протоки по центру — открытый зуб. Страховка с воды возможна у левого берега ниже острова, возможна и страховка при прохождении тандемом. 
33Порог
"Яремча"
После слабой шиверы в русле возрастает концентрация камней, через скопление которых идёт слив воды. Валы до 1 м. 
34Шивера
"Парадная"
Русло делится островом на две протоки. Левая — труднопроходимая из-за мелководья и камней. Правая — с крутым падением. На выходе у левого берега прижим, за которым мощное улово.Проходили шиверу по центру правой протоки.
35Порог
"Тушинский"
После небольшого левого поворота на высоком правом берегу — каменистая осыпь (возможен камнепад!). Левый берег — галечный пляж с небольшими валунами. Порог начинается мощной входной шиверой. Затем — прижим к правому берегу, после которого мощный П–образный слив. Правая часть струи, сваливаясь с камня, уходит вертикально вниз в улово. Длина порога около 400 м, просмотр по левому берегу.
Фото N 9.
Порог "Тушинский".
36Шивера
"Эстакада"
Расположена под мостом-эстакадой с трубами. Участок с крутым падением. Много камней. 
37Порог
"Плиточный"
Расположен за правым поворотом после предыдущего препятствия. Ориентир — каменная будка на правом берегу. На правом повороте две косые плиты у левого берега, затем одна у правого. Далее — галечный остров. Левая протока узкая и мелкая. Валы до 1 м. На выходе — прижим к косой плите от правого берега. Далее идёт быстроток и два подвесных моста над рекой. Через 50 — 70 м после второго моста — следующее препятствие. 
38Порог
"Длинный остров"
На правом повороте реки виден остров. Для просмотра надо приставать к верхней части острова. В левой протоке — камни на входе. На выходе — крутое падение с плиты от левого берега, узкий проход. В русле у левого берега торчит арматура. Правая протока начинается узкими воротами между полуобливными камнями у берега острова и обливными у правого обрывистого берега. На выходе — слив с плиты, небольшой прижим к скале правого берега, затем сбой струй ниже острова. В нашу воду в конце левой протоки стояли валы до 1,2 м, а в правой около выхода была мощная "бочка". После порога, на расстоянии около километра, идут несколько шивер, локальные сливы с плит. Через реку натянуты три пешеходных подвесных моста. 
39Порог
"Учебный"
По правому берегу тянется осыпь (высотой около 5 м), слева — скала. Река делает плавный левый поворот, за которым начинается порог. За осыпью на правом берегу в реку впадает ручей. Для просмотра надо причаливать напротив ручья к левому берегу. На сливе — два мощных бочкообразных вала выше 1 м. На выходе — прижим к левому берегу и зуб в центре. С левого берега возможен камнепад. На левом берегу в центре порога — хорошее место для стоянки. Страховка — с воды, из улова у правого берега.
Фото N 10.
Порог "Учебный".
40Порог
"Трековый"
Расположен через 200 — 250 м после порога "Учебный". Река делится островом на протоки. Проход по левой протоке вдоль острова. Просмотр не обязателен. 
41Порог
"Космачик"
Расположен за левым поворотом после подвесного моста. Остров делит реку на протоки. Для просмотра надо приставать к верху острова. В левой протоке — мель на входе и сливы с плит ближе к выходу. На левом берегу — свалка мусора и в русле возможны острые предметы. Правая протока сначала гладкая, затем на повороте — прижим к правому берегу, затем слив с плиты у правого берега и бочка за ним. На выходе из протоки — камни, сбой струй, косой вал. После этого порога до п. Делятин препятствий на реке нет.
Фото N 11.
Порог "Космачик".
42Порог
"Делятин"
Расположен на территории поселка в 50 м ниже подвесного пешеходного моста. Река делает небольшой зигзаг. На правом берегу глинистый невысокий обрыв сменяется скальной стенкой. Левый берег из крупной гальки укреплён сеткой от размыва. На входе — отмель у правого берега, затем слив и бой в скалу. У левого берега — мощное улово. В центре — обливной камень, от которой образуется винтовой вал высотой около 0,5 м. Вид порога очень сильно меняется в зависимости от уровня воды. 
43Порог
"Разрушительный"
Находится под основательным ж/бетонным мостом в конце пос. Делятин. Проход возможен у обоих берегов, но более логично идти ближе к левому берегу и после прыжка с плиты 0,8 м чалиться в противотоке у левого берега. Основная струя собирается в тугой скоростной поток и несётся по галечному каналу шириной 8 — 10 метров, образованному "культурной деятельностью человека" для предотвращения подмывания близлежащих строений. На левом берегу прекрасный галечный пляж для разборки и сушки судов и производства погрузочно-разгрузочных работ на транспорт.
Фото N 12.
Порог "Разрушительный".
 
Дневник прохождения маршрута.
Река Прут
26 апреля 2012 года

Приехали на большую поляну недалеко от первых домов урочища "Заросляк" в 10 часов утра (фото N 13). Автомобили оставили во дворе гостеприимных хозяев первых домов посёлка, вещи перенесли на поляну и сразу же стали собирать суда. Дрова собрать в этом месте достаточно сложно — сказывается частое посещение этих мест отдыхающими и туристами.

Несколько раз подъезжали какие-то мелкие чиновники из лесничества и интересовались, по какому поводу мы здесь стоим — без оргвыводов.

Пообедав в 14.00 и дособрав все суда и упаковав вещи, снесли всё это по дороге вниз к реке (фото N 14). Дорога размыта и идти надо аккуратно, дабы не упасть. Провёл инструктаж о порядке движения, мерах безопасности и плане на сегодняшний день. Начали сплав около 16 часов.

Скорость течения высокая. Воды в реке достаточно для уверенного сплава. Стараемся держать дистанцию 30 — 50 метров и находиться в зоне прямой видимости.

Проходим первые несложные препятствия и отрабатываем чалку на оба берега (фото N 15). После второго моста входим в миниканьон с крутым правым поворотом. Высота склонов 7 — 10 м (фото N 16). После поворота экстренно чалимся на правый берег — всю реку перегродила огромная упавшая сосна на высоте 2 м и торчащими вниз сучками толщиной 5 см. Вдвоём с Алексеем пообламали нижние ветки для прохода судна и аккуратно прошли в походном порядке.

Через 500 метров стали на ночлег на хорошей поляне правого берега (фото N 17) в 18.00. По высокому левому берегу идёт дорога с достаточно активным движением. Отбой в 22 часа.

 
Фото N 13.
Место на поляне старта.
  Фото N 14.
Место начала сплава.
Фото N 15.
Тренируем чалку...

 

 
Фото N 16.
Миниканьон.
 Фото N 17.
Место лагеря 1–го дня.
 
27 апреля 2012 года

Подъём дежурных в 07.30, остальных участников — 8 часов. Такой распорядок мы соблюдаем уже много лет и он себя полностью оправдывает — это даёт возможность собирать лагерь одновременно всеми участниками. В результате такого графика, сплав можно начинать около 10 часов.

Сразу после начала движения проходим несложную шиверу. Уклон русла начинает увеличиваться. После того, как начинаются первые дома пос. Ворохта, держим дистанцию в 50 — 60 м для уверенного манёвра при преодолении препятствий. Проходим порог "Кормовой" с разным результатом. К–4.1 успешно, а К–4.2 в первой ступени не "угрёбся" от камня, ударился носом и его развернуло кормой ко второму сливу (фото N 18). Немного понервничав, "слились" кормой и под мостом развернулись носом по струе. По левому берегу заметили продовольственный рынок. Через некоторое время вошли в "Ворохтянский канал", из которого по правому берегу можно посмотреть на горнолыжные трамплины постройки советских времён. Жаль, что в таком плачевном состоянии.

Через 300 м от трамплинов река проходит под ж/б мостом и делает плавный левый поворот. Мост является ориентиром начала порога "Трёхкаскадный", который начинается после достаточно крутого правого поворота. Катамараны оставили вначале заходной шиверы, а сами приготовили обед и набрали воды из источника у проходящей невдалеке трассы Яремча — Верховина.

Выставили стаховку двумя спасконцами после третьей ступени порога и прошли по заранее оговоренному варианту.

Загрузив вещи, двинулись в дальнейший путь. Уровень воды в реке радует — почти все пороги идутся легко и без проводок. Идём походной колонной с небольшим разрывом.

В конце порога "Туннельный" К–4.1 был прижат струёй к скальным выходам правого берега, в результате чего получил "пробоину" в правом баллоне и группа вынужденно стала лагерем по правому берегу в 500 м ниже ж/б моста на отличной поляне в конце пос. Кременец. Провели ремонт катамарана (фото N 19). Воду набирали в домах по другую сторону реки. Отбой в 23 часа.

 
Фото N 18.
В пороге Кормовой.
 Фото N 19.
Ремонт катамарана.
 
28 апреля 2012 года

Утренний подъём, завтрак и сборы прошли собранно и в 09.40 "встали" на воду. Настроение боевое, хочется войти в график движения из-за вчерашнего ремонта катамарана. Вода в реке по-прежнему средняя и не спадает.

Практически все препятствия проходим без заминок. К–4.1 идёт первым и останавливается после каждого порога на страховку в удобном для этого месте (фото N 20). Пороги идут с завидной регулярностью.

Сегодня на флагманском катамаране произошла запланированная "ротация кадров" — все члены экипажа поменяли свои обычные места на непривычные. Таким образом, вырабатываем умение пересесть на любое место на судне и быть "универсальным солдатом" (фото N 21).

Пройдя порог "Островной", остановились на правом берегу и пообедали. Приём пищи занял 1,5 часа. Затем ещё немного отдохнули и тронулись в дальнейший путь.

Через 1 час подошли к порогу "Водопадный". Это первый порог на Пруте из категории технически интересных и сложных с возможностью отработать разную тактику прохождения и повторного заноса судов для тренировочных заездов. Все члены группы вышли на осмотр. Некоторое время обсуждали линию движения и действия каждого члена экипажа (фото N 22). Катамараны успешно прошли препятствие — К–4.1 у скалы левого берега со смещением в центр, а К–4.2 прыгал со ступеньки у правого берега и резким манёвром от навала на камни у выхода из порога (фото N 23).

Ещё через час подошли к первой ступени самого сложного порога р. Прут "Прикарпатского". Осмотрели первую ступень и успешно прошли по одинаковой траектории, выполнив "бабочку" перед самым водопадным сливом. Затем перечалились на левый берег и пошли смотреть вторую степень. После выставления страховки двумя спасконцами по левому берегу и переносу вещей за вторую ступень начали прохождение. К–4.1 прошёл между двумя "троллейбусами", сместился чуть левее, подсел на камни посреди струи, развернулся и чётко прошёл по намеченной траектории. К–4.2 сделал тоже самое, но на заходе чисто преодолел каменную гряду и в конце упёрся носом в скалу правого берега, куда сильно наваливает мощная струя после слива. На часах было уже 18.00 и решили поставить лагерь на песчаном правом берегу здесь же (фото N 24). Солнце ещё долго освещало кромки деревьев и прибрежные скалы. Отбой в 22.30.

 
Фото N 20.
Идём в поле видимости.
  Фото N 21.
Ротация кадров.
Фото N 22.
На осмотре Водопадного.

 

 
Фото N 23.
К–4.2 на прохождении Водопадного.
 Фото N 24.
Место лагеря на Прикарпатском.
 
29 апреля 2012 года

Сегодня последний день сплава по Пруту. Поэтому, был ранний подъём, завтрак, короткие и слаженные сборы и увязка всех вещей. В 09.40 — в путь!

Осмотрев бегло третью ступень, выставили страховку в небольшом улове у скал левого берега перед железнодорожным мостом (фото N 25). Первым пошёл К–4.2 — всё сделали отменно и встали на страховку. К–4.1 прошёл ступень также успешно и сразу без остановки прыгнул с двух плит по центру в конце порога у высокой скалы левого берега, стал на страховку. К–4.2 немного нечётко зашёл на водопадные ступени, но вовремя довернул нос судна по струе и преодолел их без приключений. Затем К–4.1 стал отрабатывать заход лагом в бочку и выход из неё. С заходом было хорошо, а вот выйти простым погружением вёсел поглубже не удавалось — глубины не хватало и придонная струя слишком слаба. Но обученье — мать ученья! (Видео N 13)

Прошли походным порядком порог "Довбуша" и две ступени "Яремчанского" и остановились в улове у правого берега перед третьей ступенью под названием водопад "Пробий" (фото NN 26, 27). Буйные головы начали "склонять" руководителя идти водопад с вещами без осмотра. Но после осмотра и "облизывания" вариантов спокойно вернулись и начали отвязывать вещи для обноса.

Перенос вещей и снаряжения проходил по правому берегу в начало порога "Сомнение" через стройные ряды местного рынка народного творчества и занял 40 минут.

 
Фото N 25.
Прохождение 3–ей ступени порога Прикарпатского.
  Фото N 26.
Водопад Пробий.
Фото N 27.
Водопад Пробий,
выход из скального сужения.

 

Все последующие препятствия проходили походным порядком: К–4.1 шёл впереди и там, где требовалась страховка с воды, становился в безопасном месте с возможностью оказать помощь другому катамарану. Сплав проходил динамично, пороги разнообразные, короткие и длинные, с поворотами и прижимами к скальным стенкам. В 17.00 причалили на струе за порогом "Разрушителный". Водители достали парадные вещи и стали готовиться к поездке за оставленными автомобилями, а остальные участники начали готовить катамараны к переезду на Чёрную Тису (фото N 28).

Славик и Юра вышли на трассу Ивано–Франковск — Рахов у моста в начале пос. Делятин. В это время позвонили друзья из группы Андрея Мовилы и сказали, что они едут в верховья Прута и проезжают Делятин!!! Нашей радости не было предела! Ребята ехали на двух микроавтобусах и чудесным образом доставили нас в урочище "Заросляк", покормили, "поболтали за жизнь"; мы пожелали им удачного сплава и отправились в обратный путь.

Через час были вместе с оставшейся группой. Слаженно погрузили вещи, а катамараны плотно увязали к багажникам автомобилей (фото N 29). Переезд занял 1 час 30 минут и закончился на поляне правого берега реки Чёрная Тиса в конце пос. Ясиня (фото N 30). Рядом располагались ребята г. Киев из турклуба "4 стороны". Они любезно позволили нам приготовить ужин на их костре, мы с ними поговорили на разные темы, попели песен у костра и за полночь легли спать.

Надо отметить, что с дровами в этом месте совсем плохо и, если есть возможность их привезти с собой, то надо это непременно сделать. Недалеко от места лагеря у дороги есть родник, где можно набрать чистой вкусной воды для приготовления пищи.

 
Фото N 28.
Подготовка к переезду.
  Фото N 29.
Переезд с Прута на Черную Тису.
Фото N 30.
Место ночёвки на реке Черная Тиса.

 

 
Река Черная Тиса
30 апреля 2012 года

Начало сплава (фото N 31) — от полки правого берега за знаком окончания пос. Ясиня в сторону г. Рахов. При желании можно проехать дальше до автомобильного моста через реку. Ширина русла около 20 м. Воды для сплава достаточно.

По информации от соседней группы из Киева, воды бывает больше, но теперешний уровень можно считать выше среднего. Руководитель группы киевлян сказал нам, что первый порог в каньоне непроходим, но позже мы выяснили для себя, что все суждения и домыслы надо проверять на месте и ориентироваться на свой визуальный осмотр.

Вода холодная, течение быстрое, уклон заметен на глаз.

В течение 20 минут сплава несложные перекаты и прижимы. Река постепенно входит в горы, долина сужается. На левый берег выходит железная дорога, на правый — автомобильная. Перед первым ЖД мостом справа очень красивым водопадом впадает ручей (фото N 32) (кстати, это самый длинный по протяжённости естественный водопад Украины — 38 м (!!!), падающий несколькими уступами).

 
Фото N 31.
Место начала сплава.
 Фото N 32.
Самый высокий естественный водопад Украины.

Это важный ориентир. За мостом русло поворачивает вправо и сразу виден еще один железнодорожный мост. За ним после левого поворота начинается каньон искусственного происхождения.

Между мостами на левом берегу находится последняя хорошая, относительно безлюдная стоянка. Впадает ручей с чистой вкусной водой.

Далее по реке следует каньон и сплошная "населенка" до Рахова, хотя сказать, что толпы народу бродят по берегам реки нельзя — местный люд занят своими повседневными заботами и до туристов им дела нет.

"Каньон" образован берегами, забетонированными для укрепления насыпи железной и автодороги. Длина каньона около 4 км. Чалка и выход из него есть в ограниченном количестве мест. Уклон русла весьма значителен. Характер сплава по высокой воде: непрерывная шивера, не требующая интенсивной лавировки между камней, много прижимов (преимущественно к правому берегу), встречаются сливы сложной структуры до 1 м (фото N 33). Некоторые "бочки" изрядно "покусывают" катамараны. Страховка возможна с воды или с берега. В основном, сплавлялись, применяя тандемную страховку. Предварительный просмотр, на наш взгляд, нерационален и малорезультативен, так как препятствие слишком длинное (посмотреть, а тем более запомнить несколько километров реки нереально), чалка достаточно активная.

Просмотра требуют только два препятствия — порог–прижим "Верблюд" (3 к.с.) напротив туннеля по левому берегу за железнодорожным мостом (осмотр и страховка с отмели у левого берега) и порог "Труба" (4 к.с.) (фото N 34) на левом повороте в пос. Квасы (осмотр по обоим берегам, а страховка — по левому берегу за порогом в улове). В последнем пороге у правого берега, возле трубы, торчащей из бетонной стены высотой 5 — 6 метров, образовался "котёл" глубиной 1,5 — 1,8 м
(Видео N 14) (Видео N 15)
После порога река немного успокаивается, но быть внимательным необходимо постоянно — количество валов и "бочек" не уменьшается. На этом отрезке очень хорошо отработать такой манёвр, как зачаливание. По высокой воде мощь реки существенно возрастает и основную роль играют "бочки" и прижимы. Переворачиваться в каньоне крайне не рекомендуется, так как идти самосплавом придется долго и в очень холодной воде.

В целом, сплавляться по этому участку реки Чёрная Тиса рекомендуется только подготовленным экипажам с опытом горных рек не менее 3 к.с. и при наличии хороших гидрокостюмов, спасжилетов и средств защиты головы и тела.

Постепенно бетонные стенки начинают чередоваться по берегам и встречаться все реже. Каньон заканчивается. Предстоит около 1,5 часов (~15 км) несложного, но очень динамичного сплава до Рахова. По-прежнему, встречаются шиверы и прижимы, но после препятствий в каньоне сложности они уже не представляют, требуется только внимательность. Низких мостов нет. Все видно с наплыва.

 
Фото N 33.
Непрерывныя шивера каньона.
 Фото N 34.
Порог Труба IV к.с.

Сплав по реке Чёрная Тиса техничен и оптимален для отработки слаженности экипажей в тандемной страховке, причаливание на струе, осмотр и проработка тактики прохождения препятствий. Рекомендую произвести фото- и видеозапись прохождения препятствий реки для детального разбора на отмечании похода (Видеоролик на фестиваль "Белая вода–2012")

Река Черный Черемош

Группа прибыла на место ночёвки в конце села Зелёное (у бревна на остров) в 17.30 30 апреля 2012 года. Лагерь разбили у дороги по левому берегу реки на поляне с высокими соснами (фото N 35). Катамараны сняли с автомобилей, произвели мелкий ремонт и подготовили к завтрашнему старту. Отбой в 23.00.

01 мая 2012 года

Ранний подъём, подготовка снаряжения к сплаву, завтрак и к 10.30 вышли на маршрут. Уровень воды в реке предпаводковый: поток представляет собой мутный серо-коричневый раствор температурой 4 — 5 градусов, плывёт мелкий мусор, скорость течения — до 20 км/ч. Практически все камни залиты, пороги изменили свой облик до неузнаваемости. Только хорошее знание лоции и рельефа реки помогает ориентироваться. Через 30 минут сплава — небольшой порог "Верхние Берды"(Видео N 16)

Ориентир: метров за 50 до порога дорога по левому берегу спускается к самой воде и тут же начинается подъем на пригорок. Там, где дорога подходит к воде, стоят дома. Осмотр порога проводим по левому берегу. Проходить порог лучше ближе к левому берегу, точно входя в сливы. Хотя по такому уровню проходить можно в любом месте, прыгая через 4 ступени порога.

В километре от порога "Верхние Берды" находится порог "Нижние Берды". Река делает левый поворот и на повороте виден на левом берегу крутой откос, правый берег пологий. Порог проходили по основной струе.

 
Фото N 35.
Место лагеря на реке Чёрный Черемош.
  Фото N 36.
Порог Берды.
Фото N 37.
Порог Белая лошадь.

 

В селе Зеленое несколько небольших шивер, подвесных и деревянных мостов. В конце села хорошее место для стоянки на правом берегу. В селе есть почта, магазин.

Следующий участок реки характеризуется шиверами, прижимами на поворотах. Не доходя 1 км до порога "Дзембронь", есть низкий деревянный мост в селе Топильче. Проходили под мостом у левого берега.

Порог "Дзембронь" состоит из трех ступеней. Начало первой ступени можно определить по уходящей круто вверх дороге по левому берегу. Первая ступень представляет собой S–образный поворот с сильным прижимом к левому берегу, поэтому необходимо держаться правее. В конце первой ступени слева впадает речка Дзембронь. Здесь можно зачалиться для осмотра второй ступени к левому берегу. Вторая ступень характеризуется валами высотой до 1 — 1,2 м.

Порог проходили колоной с чалкой у подвесного моста через реку.

За ним третья ступень с навалами и прижимами к коренному берегу. Проходили по основной струе с взаимной страховкой с воды. За третьей ступенью порога несколько шивер с раздвоенными руслами, проходили их по более водной струе.

Порог "Белая Лошадь". Ориентир — остатки ряжевой стенки по левому берегу, по правому — выступающая скала, и рядом с ней незаметный с воды большой обливняк. После поворота река делится на две протоки, левая протока не проходима. Проходили по правой протоке по основной струе (фото N 37). Сразу же за порогом — подвесной мост. После подвесного моста на правом берегу хорошее место для стоянки. Через 100 — 150 м после моста поворот влево с обливным камнем у правого берега.

Через 300 — 400 м после моста слева впадает речка Быстрец, после которой начинается порог "Быстрец". В большую воду порог представляет собой длинный участок реки с множеством обливных камней у берега и стоячими валами на основной струе. Порог проходили со взаимной страховкой с воды.

Через 300 — 350 м порог "Гучок". Осмотр слева. Ориентир — начало ряжевой стенки на правом повороте реки. Порог проходили колонной с расстоянием между катамаранами 150 м (фото N 38).

Порог "Гук" (фото N 39) располагается на левом повороте реки в 300 — 400 метрах от порога "Гучок". Это один из самых значительных и сложных порогов на Черном Черемоше. Здесь река врезается в скальные породы и сужается до 10 — 15 м, образуя крутой и мощный слив с косыми валами. Была организована страховка с воды.

Группа проходила порог следующим образом: после поворота заходили у левого берега, потом смещались вправо и по левой стороне основного слива проходили препятствия. Первый экипаж зачаливался у правого берега для организации страховки и фотосъёмки.

 
Фото N 38.
Порог Гучок.
  Фото N 39.
Порог Гук.
Фото N 40.
Порог Нижний Гук.

 

За поворотом после порога "Гук" начинается порог "Нижний Гук". С правого берега выступает скала, образуя сужение реки и прижим к левому берегу (фото N 40). Проходили, держась правее основного потока, избегая навала на левый берег. Первый экипаж чалился справа на отмели для организации страховки и фотографирования.

После правого поворота и подвесного мостика начинается порог "Илецкий"(Видео N 17)
Хорошим ориентиром служит одиночное здание лесничества на левом берегу за впадающей речкой Илицей. Река делится на три протоки, порог проходили по центральной протоке по основной струе с взаимной страховкой с воды.

Река становится более спокойной, хотя скорость течения остается высокой. До райнного центра Верховина 1 час ходового времени. Здесь имеется почта, телеграф, магазины, кафе. Ниже Верховины река становится шире. В селе Криворивня начинается порог "Криворивня", находится на правом повороте реки. Ориентир — церковь на левом берегу. Проходили со взаимной страховкой с воды. Шли по основной струе, уходя от навалов на правый берег.

За деревней Верхний Ясенев после подвесного моста река уходит вправо и через 800 м на левом повороте порог "Ясиновский". Ориентир — отвесная скала у правого берега, уходящая прямо в воду. Проходили по основной струе, смещаясь влево и прыгая в основную, очень мощную держащую "бочку" намеренно. Все члены экипажей после порога были мокры с ног до головы. Страховка с воды.

Через 2 км — деревня Ривня. В трех километрах ниже ее слияние Белого и Черного Черемоша. Перед "стрелкой" рек порог с прижимом к камням правого берега и стоячими валами под мостом. После моста на правом берегу хорошее место для стоянки (фото N 41), на левом берегу — село Устерики, где есть магазин, кафе.

Перейдя по полуразрушенному подвесному мосту через Белый Черемош, можно "напросится" поставить лагерь во дворе (фото N 42) главного лесника местного лесничества (Варцабюк Василий Дмитриевич +38(098)4491691). Люди гостеприимные, внимательные. Есть баня на 6 — 8 человек, место для постановки палаток и стоянки автотранспорта. Цены очень умеренные. У хозяина есть баня, которой мы с удовольствием воспользовались.

02 мая 2012 года

Подъём был поздним, так как активная часть нашего путешествия закончилась. Завхоз выдал задание приготовить праздничные оладьи с малиновым вареньем и гречневую кашу с мясом. Неспешно собрав вещи и погрузившись, выехали в сторону Черновцов. Дорога очень плохого качества до самого города на Пруте. На обратном пути заехали в крепость "Хотин" (фото N 43).

 
Фото N 41.
Антистапель.
  Фото N 42.
Во дворе у лесника.
Фото N 43.
Хотинская крепость.

 

Затем наш путь пролегал вдоль украино–молдавской границы через города Новоднестровск, Ямполь, Гайворон, Ульяновка. В Одессе были в 05.00 часов утра.

 
Определяющие препятствия маршрута.
Река Прут:
Порог "Водопадный" (III к.с.)
Длина — 50 м
Ориентир — слева невысокая (8 м) скала и перепад уровней воды, шум.
Разведка по правому берегу. При высоком уровне воды проход возможен у берегов. Более простой — левый. Сначала на заходе — маневрирование между камнями, далее — водопадная ступенька высотой до 1,5 м, за ней — "бочка". Второй, техничный, представляет собой водопадные ступеньки высотой до 2-х м, за которыми следует сразу траверсировать под правый берег, чтобы попасть в "чистый" слив.
Порог "Прикарпатский" (IV к.с.)
Длина — 1 км.
Ориентир начала порога — стела, высотой 10 — 12 м, из нержавеющей стали на территории базы отдыха на правом берегу. Состоит из нескольких ступеней, которые одновременно можно считать и независимыми порогами.
Первая длиной 100 — 150 м: сначала траверс под левый берег, а затем маневр под правый берег и слив у скального выступа с "бочкой" на выходе;
Вторая длиной до 100 м. Посредине реки стоят два валуна-"троллейбуса". Проход возможен или между ними или под самым левым берегом. Сразу за ними следует идти ближе к левому берегу, так как под правым очень сильный прижим с "подсосом" к скале правого берега с "карманом";
Третья длиной около 200 м — четыре последовательных слива с валами до 1 м, заканчивается "бочкой" под железнодорожным мостом около центрального быка. Ключевое место этой ступени — двойная плита с "бочкой" за ними и общим перепадом 1,5 м.
После этого река "отбивается" от высокой скалы левого берега и уходит в выходную шиверу.
Порог "Довбуша" (III к.с)
Длина — до 100 м.
Начало порога в 150 м за железнодорожным мостом. Ориентир — четкий перепад высоты (в среднем до 3 м). Вход по центру с небольшим отклонением к левому берегу. Далее — между камней у правого берега.
Порог "Яремчанский" (III к.с.), 3 ступени
Длина — 350 м.
Ориентир начала первой ступени — автомобильный мост через реку. Проход по центру с небольшим отклонением к правому берегу.
Вторая, более мощная — через 250 м. Проход по центру. В центре слива — "бочка", на выходе — косой вал. Перепад высоты каждой ступеньки — 1,5 м. Сразу за ней НЕОБХОДИМО чалиться к любому берегу, поскольку впереди водопад-горка "Пробой".
Река Черная Тиса:
Каньон с порогом "Верблюд" (III к.с.)
Ориентир — железный мост через реку.
Образован железобетонными стенами берегоукрепительных сооружений. Проход по основному потоку с маневрированием между камнями. Состоит из двух ступеней.
Первая — (200 м) начинается у железнодорожного моста. Представляет из себя шиверу на большом уклоне реки.
Вторая — (100 м) представляет собой слив слева направо через два больших обливных камня с прижимом к необработанной бетонной стене правого берега. Между ступенями и на выходе — шивера. Разведка по правому берегу и галечной отмели у левого берега. Страховка после каждой ступени.
Порог "Труба" (IV к.с.)
Многоступенчатый косой слив с нечётким основным потоком. Очень мощный поток с нестационарной турбулентностью и "котлом" у правого берега на выходе из порога. Страховка — в конце порога у левого берега.
Река Черный Черемош:
Порог "Дземброня" (II к.с.)
Длина — 900 м
Падение — 14 — 16 м/км
Ориентир — резкий правый поворот реки. Состоит из трех участков.
Первый — большие и малые обливные камни, хаотически разбросанные по руслу реки; необходим точный маневр. Перед вторым участком впадает р. Дземброня и дальше подвесной мост.
Вторая (наиболее сложная) — гряда выступающих на поверхность скальных пород, наискосок пересекая русло с одного берега на другой. Заканчивается этот участок порога левым поворотом и прижимом к правому берегу со стоячими валами до 1 м.
Третий участок — мелководная шивера с быстрым течением.
Порог "Белая лошадь" (III к.с.)
Длина — 150 м.
Быстрое течение через гряду подводных камней с последовательными правым и левым поворотом русла реки.
Порог "Гук" (III к.с.)
Протяженность — около 3 км.
Ориентир — впадение р. Быстрец и плавный поворот реки налево. Разведка возможна как по правому, так и по левому берегу. Реально выделяется два каскада: Верхний Гук и Нижний Гук. Первый характеризуется разбросанным по всему руслу реки камнями и резким правым поворотом с каскадом каменных уступов на выходе. Наиболее опасный и сложный второй каскад. Особая осторожность необходима уже на самом выходе из порога. Здесь в центре русла, лежит огромная плита. Высота валов при нашем уровне воды достигала 1,5 м.
 
Обеспечение безопасности
Спортивная часть путешествия

Большая часть группы давно знает друг друга по выездам, слётам, соревнованиям и походам.

Планируя путешествие, был разработан план мероприятий для улучшения слаженности экипажей, взаимопонимания в возможных критических ситуациях, намечены технические этапы подготовки группы к путешествию.

Был проведен техническихй выезд на р. Южный Буг на порог "Интеграл" с отработкой действий катамаранов по заходу в струю и выходу из неё, причаливания активного и пассивного, отработаны действия участников и экипажей в аварийной ситуации.

До начала путешествия проводились несколько сборов группы по пошиву и починке личного и общественного снаряжения. Очень внимательно отнеслись к упаковке и весовым характеристикам снаряжения для транспортировки на легковых автомобилях.

Для привязывания вещей к катамаранам уже более 10 лет используем резинки бытовые с крючками на концах. Выбирать необходимо толстые и длиной не менее 1,5 метра — удобно, надёжно, быстро увязывать и развязывать вещи.

Автомобильная часть путешествия

Сразу хочется отметить огромную работу, проведённую всеми участниками похода для успешной реализации намеченного.

При подготовке были подобраны и распечатаны подробные карты автомобильных дорог Украины, через Интернет найдены планы-схемы крупнейших городов по пути следования и самые сложные (по нашему мнению) участки дорог.

В результате, хочется поделиться некоторыми замечаниями.

1. При планировании автопутешествия надо тщательнейшим образом отобрать только самое необходимое для проведении похода.
2. Средний расход топлива при полной загрузке автомобиля увеличился на 10 — 15 процентов от обычного и составил для TOYOTA PICNIC 1997 года выпуска с дизельным двигателем 2200 см3 7,5 — 8 литров на 100 км.
3. Мы заправлялись, в основном, на крупных заправках до отстрела заправочного пистолета. Больше всего понравились заправки компании WOG, OKKO и SHELL — хорошее качество топлива, развитая структура дополнительного сервиса, наличие туалетов и магазинов быстрого питания, возможность рассчитаться платёжной картой и приобрести некоторые автомобильные масла и жидкости.
4. Многие продукты (овощи и фрукты) можно купить по дороге. И вообще, обладая запасом в 2 часа, можно закупить продукты в супермаркетах.
5. Советуем также найти через Интернет адреса и телефоны всех руководителей департамента ГАИ Украины и областей. Следует отметить, что некоторые инспекторы ГАИ пытаются обмануть водителя, выдавая данные радаров с показаниями выше 80 км/ч за ваши или на абсолютно чистой и сухой от снега дороге требуют соблюдать знак "50" со снежинкой вне населённых пунктах.
6. Много лет используем для привязывания вещей на багажники автомобилей резинки с крючками на обоих концах с дублированием — ни разу не подводили и не рвались.
7. В заключение хочу отметить, что мы получили море положительных эмоций и заряд энтузиазма на перспективу.
 
Итоги путешествия и выводы

Водное туристское путешествие по рекам Прут, Чёрная Тиса и Черный Черемош отвечает требованиям, предъявляемым к путешествиям третьей категории сложности, и может быть расчитано на технически и физически подготовленную группу туристов.

Наиболее оптимальным временем для совершения данного путешествия является конец апреля — начало мая. В это время уровень воды максимальный в году, а погода довольно устойчива.

Несмотря на большую заселённость рек, конфликтов с местным населением не возникало. Проблемы с выбором места стоянки не возникают, вопреки частым сообщениям об этом в Интернете. Конечно, не всегда места достаточно для проведения футбольного матча, но для 3 — 4 палаток можно найти без больших проблем.

Обилие населенных пунктов упрощает обеспечение группы продуктами. У местного населения можно выгодно приобрести продукты (молоко, яйца, хлеб и другие). Местное население настроено доброжелательно, охотно идет на контакт.

Все пороги пройдены экипажами без аварий, получены навыки преодоления препятствий: порогов, шивер, перекатов, прижимов, "бочек".

Поход послужил хорошей разминкой перед летним походом на Алтай.

 
Литература
1. http://www.tourclub.com.ua/ru/info/local-lore/other/tisza_river — хорошая, немногословная и детальная лоция;
2. http://www.brodyaga.org/geography/384/25691/ — отчёт о водном походе с хорошими фотографиями;
3. http://www.poezdnik.kiev.ua/reki.html — добротный справочник по рекам Украины;
4.  А также использовались отчёты с сайтов: http://www.veslo.ru и http://www.skitalets.ru
 
Приложения:
Список специального и личного снаряжения
ГрупповоеЛичное (на группу)
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Катамаран К–42Рюкзак8
Весла10Спас. жилет8
Палатки2Каска8
Спальники8Личные вещи8 комплектов
Каны2Личная посуда8 комплектов
Ремнабор1 комплектСтропорез8
Аптечка1 комплектГидрокостюм8
Топор1  
Спас.конец2  
Костровое снаряжение1 комплект  
 
Список продуктов:
НаименованиеВес на 1 человека,
грамм
Вес на группу
8 человек, кг
Кол-ство
раз
гречка802,6403
рис803,5204
пшеничная крупа802,6403
макароны901,9802
спагетти900,9901
овсянка быстрого приготовления901,9802
пшено800,8801
пшено суп200,2201
вермишель150,1651
    
суп гороховый420,9002
суп харчо300,6602
суп вермишелевый300,6601
    
мясо сушеное300,9903
    
растительное масло 1,5003
топлёное масло150,8255
топлёное масло + сыр300,6602
сало301,3204
колбаса301,6505
зажарка101,43013
зажарка на каши151,1557
томатная паста 0,0502
    
яичный порошок200,6603
сухое молоко201,3206
мука251,1004
кисель420,9002
    
чай черный20,1989
чай20,26412
какао200,6603
кофе 0,3001 банка
    
сахар205,06023
соль 2,000 
специи для рыбы  2 уп.
специи для плова  1 уп.
перец душистый  1 уп.
лавровый лист  1 уп.
сушеная зелень  1 уп.
    
халва300,6602
пряники301,9806
печенье овсяное300,9903
печенье крекер300,3301
печенье песочное300,9903
вафли301,3204
бублики сушка300,9903
зефир300,6602
сухари с изюмом300,3301
    
сухари308,58026
хлеб 5,0005 батонов
    
лук101,43013
чеснок100,3303
картошка2502,7501
картошка суш.201,9809
    
морковь 1,0003
капуста301,0003
лимон 1,50010
    
на торт и молочные каши:
курага, фруктовые кубики 0,100 
изюм 0,2003
орехи 0,2003
мед 0,500 
сгущенка 0,2002
варенье 0,6004
коржи для торта 0,8002
цукаты 0,2001
    
горчица  2 уп.4
майонез 4 уп.3
кетчуп 4 уп.6
фасоль консерв. 2 банки1
зел.горошек 3 банки1
кукуруза консерв. 3 банки1
овощной салат 1,6004
хрен  3
    
привальные
конфеты 1,20010
курага 0,6003
изюм 0,6003
финики 0,6003
инжир 0,8003
арахис 1,5003
яблоки 0,6003
чернослив 0,5002
 
Состав ремонтного набора:
НаименованиеКоличество
Клей резиновый1 упаковка
Заплаты резиновые1 комплект
Пассатижи1
Шило1
Напильник трехгранный1
Шнурки1 комплект
Веревки, тесьма30 м
Капроновые нитки2 мотка
Войлок1 комплект
Изолента2 катушки
Наперсток1
Точильный брусок1
Ножницы1
Лоскуты брезента, капрона1 комплект
Капроновая лента (стропа)2 комплекта
Резиновые полоски для увязки рамы катамарана60
Набор отвёрток1 комплект
Куски плексигласа5
Куски труб разного диаметра3
 
Состав аптечки:
НаименованиеКоличество
Бинты стерильные (широкие и средние)8
Бинт эластичный1
Вата стерильная1
Лейкопластырь обычный1 уп.
Лейкопластырь бактерицидный12 шт.
Термометр в чехле1 шт.
Ножницы в чехле1 шт.
Йод1
Марганцевокисл. калий1
Перекись водорода1 уп. жидкий
Спирт медецинский150 гр.
Сода питьевая1 пачка
Нашатырный спирт1 флакон
Эмульсия синтомициновая1
Детский крем1
Анальгин3
Бесалол1
Аспирин2
Актив.уголь1
Кордиамин, валокардин1
Валерьянка1
Сульфадемитоксин3
Олететрин2
Энтеросептол (или фталазол)2
Ихтиоловая мазь1
Фурацилин3
Борная кислота2
Аллохол1
Но-шпа1
Аскорбиновая кислота3 уп.
Димедрол2 уп.
Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:
НаименованиеНа 1 человекаНа группу в 8 человек
Продукты (всего / в день)8,0 (0.8) кг64 кг
Групповое снаряжение12,1 кг96,8 кг
Личное снаряжение8 кг64 кг
Всего:28,1 кг224,8 кг
Смета расходов на путешествие
(на одного участника)

Все расчёты велись, исходя из наличия в автомобиле 4–х человек.

Дорога — 375 грн (вместе с амортизацией автомобилей)
Питание — 205 грн
Прокат снаряжения — 200 грн
Аптечка — 25 грн
Ремнабор — 30 грн
Прочие расходы — 40 грн
Итого: 875 грн (на 1.05.2012 года)